22 июня 2011 года исполняется 70 лет со дня
начала Великой Отечественной войны. В памятные даты принято возлагать
цветы к монументам – памятникам и братским могилам. Иногда на обелиске
есть только надпись «Слава героям» или подобное общего характера, но нет
имен, и немногие знают и догадываются, что там похоронены люди, у
которых есть имена. Особая
статья – захоронения советских воинов за рубежом. Наши братские могилы
остались в бывших Югославии, Чехословакии, в Польше, Румынии, Венгрии,
Германии, а также во Франции, Англии, Финляндии, Китае (Манчжурии) и
странах Прибалтики.
Вот
фото двух крестов при входе на кладбище под монастырем Святой Крест.
Фото из Польши, сюда помещено для иллюстрации совместного
конфессионального решения о виде крестов на общих захоронениях.
Звезды и люди наши, цветы и поминальные свечи - венгерские
При входе на шопронское католическое кладбище, у часовни, есть несколько
могил наших солдат. Одна, по центру, братская. И 16 индивидуальных
захоронений, по обе стороны от основного, братского, обелиска.
Сегодня, 02.11, в Венгрии поминальный день. И если присмотреться, видно,
что с могильных плит сметена листва. А на них стоят поминальные свечи. И
лежат цветы. Хотя там, в Шопроне, ни у одного из этих солдат нет
родственников. Социалистический лагерь давно распался. И никто не
заставляет венгров ухаживать за могилами солдат той страны, которой уже
нет, и которая в Ту войну была по другую сторону окопов.
А они ухаживают за этими захоронениями, поддерживают их в порядке, приносят к ним цветы и зажигают поминальные свечи…
8
мая 2009 года иерей Димитрий Корнилов вместе с группой прихожан
Успенского собора и прихода Святой Троицы посетили могилы советских
воинов на кладбище Ракошпалота. Там была совершена лития об усопших,
после которой на могилы были возложены венки.
После этого отец Димитрий и диакон Иштван
отслужили панихиду на кладбище в г. Вереб, где в братской могиле
похоронено 680 советских воинов – а рядом захоронения венгерских и
немецких солдат. Теперь тела всех погибших, сражавшихся за разные
страны, находятся вместе, а души их равно
Около десяти лет назад мне, тогда еще молодому офицеру-десантнику,
рассказали эпизод, который натолкнул на серьезные размышления. Родители
погибшего в 1956 году в боях на венгерской земле сержанта О.Г. Арутюнова
из г. Кировабада (ныне Гянджа) обратились в Министерство обороны за
разрешением посетить могилу сына. Запрос из Генерального штаба направили
командованию Южной группы войск. Представители группы, прибыв к
указанному в письме месту захоронения, могилы не обнаружили. Где ее
искать? Послали запрос обратно в Москву. Генеральный штаб через своих
представителей организовал опрос военнослужащих полка, в котором служил
Арутюнов. В результате установили место перезахоронения, о чем и
сообщили в Южную группу войск. И только после новой проверки родители
смогли посетить могилу.
Невольно напрашивается вопрос: "А сколько их всего,
наших десантников, погибло на венгерской земле, выполняя, как тогда
считалось, интернациональный долг, и в чем причины того, что наше
военное вмешательство в дела другого государства замалчивается, а
соответствующие архивные документы практически и сегодня недоступны."
От центра Будапешта до Ирема (Юрема) – небольшого
городка к северо-западу от венгерской столицы –
всего 15 километров пути. Здесь, в живописном,
благоухающем месте с неземным спокойствием и тишиной,
находится небольшой православный храм, освященный во имя
мученицы Александры. Необыкновенный храм. Храм-памятник.
Храм-усыпальница. И в то же время – самый старый
отдельно стоящий православный храм в Европе (если не
считать домовые церкви и купленные у других конфессий
здания). Иремский храм никогда не закрывался. В нем
служили (хотя очень редко) даже в те годы, когда Россией и
Венгрией правили коммунисты.
Справка. В 1799 году великая княгиня
Александра, дочь российского императора Павла I, вышла
замуж за венгерского палатина Иосифа (Габсбурга). Брак был
счастливым, но очень коротким: царевна скончалась через 17
месяцев после замужества в возрасте 17 лет. На месте
погребения княгини был построен православный храм,
освященный в 1803 году во имя святой мученицы Александры,
супруги римского императора Диоклетиана. Храму,
получившему статус придворного, полагался священник и
церковный причт. После революции 1917 года храм пришел в
запустение, но не закрылся. Возрождение литургической
жизни в иремской церкви началось в 2001 году, после
приезда в Будапешт из Петербурга священника Николая
Кима.
Вооруженные силы Венгрии готовятся ко Дню поминовения усопших.
В преддверии Дня поминовения усопших, в среду, Министерство обороны и
Венгерские вооруженные силы проведут ряд мероприятий, которые напомнят о
венгерских и иностранных солдатах, погибших в боевых действиях на
территории Венгрии.
Во время церемонии, которая пройдёт в Будапеште, на кладбище
Rákoskeresztúr (Budapest, X., Kozma u. 8-10) будут возложены венки к
могилам итальянских солдат, погибших в Первой мировой войне, на
захоронения турецких и румынских воинов, а так же к могилам русских
солдат.
В городе Будаорш (Budaörs), расположенном недалеко от Будапешта, помянут
американских и немецких солдат, а в пригороде города Соймар (Solymár)
возложат венки на могилы австрийских, австралийских, болгарских,
британских, южноафриканских, французских, канадских, польских и
новозеландских воинов.
В венгерской земле захоронено приблизительно 150 000 иностранных солдат.
Их могилы находятся почти в 3000 венгерских населённых пунктах.
В войнах двадцатого столетия погибло около одного миллиона венгерских
солдат и только одна четверть из них покоится на венгерской земле. Венгрия.com
Что должно венчать обелиск погибшим советским военнопленным:
православный крест или красное знамя? В Германии разгорелся
эмоциональный спор вокруг интерпретации этих символов и их уместности на
памятнике жертвам нацизма.
Вторая мировая война 65-летие которой мы отметили в этом году явилась величайшей трагедией для многих народов,
вовлечённых в чудовищный и бессмысленный конфликт. Об этом времени нам
напоминают многочисленные воинские захоронения на местах кровопролитных
сражений. Земные останки молодых воинов покоятся в земле до Второго
Пришествия, и напоминают о страшных просчётах политиков, о губительном
действии человеческих страстей и одновременно требуют от нас живого
христианского участия в вечных судьбах почивших собратьев. Это участие
включает в себя молитвенное поминовение, а также заботу о могилах, где
обрели покой убиенные воины.
Они
оставили о себе недобрую память. Злодеяния, творимые мадьярами во время
Великой Отечественной войны, в иных местах были более жестокими, нежели
немецких фашистов. Историки, отчасти, объясняют это тем, что в Венгрии
на «русский фронт» послали львиную долю бывших уголовников, убийц,
насильников, воров.
На территории Воронежской
области венгерская армия погибла почти вся. 140 тысяч солдат и офицеров
погребены в чернозёмных полях и лесах. Когда в 1992 году представители
правительства, министерства обороны Венгрии прибыли в Воронеж с
покаянным визитом и испросили разрешения обозначить места, где
похоронены их соотечественники, то в облисполкоме, опираясь на мнение
жителей, переживших оккупацию, воинов, прошедших дорогами войны, в
просьбе гостям отказали. Католики пришли в православную епархию...