Советские воинские захоронения в Венгрии

...cайт создан частным лицом и родственниками погибших. К гос.органам отношения не имеет. @Анастасия Столярова

Мини-чат

200

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Март » 15 » СПИСКИ ИМЕН В ПЕРЕНОСАХ
11:16
СПИСКИ ИМЕН В ПЕРЕНОСАХ

На сайте помещен материал в виде таблицы Excel СПИСКИ ИМЕН В ПЕРЕНОСАХ, скачать таблицу можно по ссылке http://szovjet-katona.ucoz.hu/load/spiski_imen_v_perenosakh/1-1-0-14 или *** скачать в виде таблицы ***
Для возможности поиска имен через поисковые запросы список размещен в урезанном построчном виде

***   посмотреть в виде списка по алфавиту  ***

На карту нанесены нас.пункты, по которым удалось обнаружить в ЦАМО РФ данные о переносах в отчетах Центральной Группы Войск на период ноябрь-декабрь 1945 года. Нас.пункты указаны не все (карта не подробная)- но в общем дает наглядное представление о выделенных полосах. По остальной части Венгрии сведения разыскиваются (следует отметить, что по остальной Венгрии данные ЕСТЬ, но в данном материале идет речь об информации из ЦАМО РФ на конец 1945 года, поэтому они здесь сейчас не приводятся).


Таблица содержит 7397 строк. Некоторые строки имеют запись "неизвестный", в некоторых содержится запись "неизвестных *** (цифра) человек", есть очень незначительное кол-во повторов (каждый случай требует отдельного внимания) - поэтому сказать точно сколько фамилий содержит список - затруднительно. Всего персоналий в списке 11 140, имен 5300, неизвестных 5840.

Имена собраны из отчетов о переносах, которые производились в ноябре-декабре 1945 года на основании ряда директив и приказов Центральной Группы Войск.
Подробные описания и сканы документов, а также карта с обозначением участков переносов, будут размещены по мере обработки, см. с буквы Ц (ЦАМО РФ) http://photo.qip.ru/users/masterbori.landru/?order=name&pass_on=1&page=5

Краткое описание.
Во исполнение приказа ГЛАВКОМА ЦГВ № 0160 от 15.10.1945 г. "Об увековечении памяти о героях погибших бойцов и офицеров Красной Армии за нашу Советскую Родину и сохранении их могил за границей, как исторические памятники великих боевых подвигов Красной Армии в Отечественной войне по разгрому фашистской Германии и ее сателлитов в Европе" Военными советами 7-й,  9-й (и возм. 4-й) Гв. Армий были изданы соответствующие приказы войскам с привязкой к своим полосам территории. Например по 9 гв. А приказ № 0168 от 15 ноября 1945 года "Об увековечении памяти бойцов и офицеров Красной Армии, погибших в боях за нашу Советскую Родину и похороненных на территории 9-й гвардейской армии". Аналогично- по 7 гв.А приказ № 0350 от 12 ноября 1945 года.

Приказами были утверждены:
состав комиссий по организации и руководству по перезахоронению, план определения нас.пунктов под армейские офицерские и гарнизонные кладбища, границы зон перезахоронений для каждой дивизии, участвующей в работах, инструкция по перезахоронению.
В дивизии были направлены перечни нас. пунктов, в которых имеются могилы военнослужащих с указанием количества захороненных. Видимо, эти данные были взяты из документов отдела по учету потерь.
Дивизионные комиссии по перезахоронению утверждали состав команд (как правило 1 команда в полку из 25-35 чел. с офицером и медиком). Команды получали списки мест и фамилий, выезжали на место и фиксировали найденные могилы с обозначенными на них надписями. Списки выданные и списки фактические, как правило, не совпадали. Об этом составлялись документы разной формы: от информационных писем-рапортов до больших списков имен. Эти имена помечены в таблице как ОБНАРУЖЕНЫ или "ранее были захоронены здесь".
В идеале в отчете должны быть три вида списков: выданные в управлении, обнаруженные на месте и итоговые списки на вновь оборудованном кладбище (ранее захороненные + перенесенные с пометкой откуда).
Такое состояние документов встречается не всегда. Иногда дивизия, получившая задание, проверив территорию, получала приказ о расформировании или срочной передислокации и не завершала процесс, а сведений о том, кому перепоручена дальнейшая работа - в документах не содержится. Часто уже после утверждения плана по территории высылались распоряжения об изменениях и передаче части территории другой дивизии. Поэтому на картах захоронений встречаются пометки "могилы не обнаружены" или "могилы ранее были перенесены другими частями". Какими именно частями (в каких фондах ЦАМО искать?) - при  этом не указывается.

Важно: нарезка полос для обследования и переносов дивизиям осуществлялась без какого-либо учета административных границ районов и областей.

Названия нас.пунктов записаны в орфографии оригинала. Исключения сделаны для нескольких названий, где ошибка допущена в первой букве, что делало бы неузнаваемым наименование (Катахаза в оригинале = Татахаза и тп.) Некоторые нас. пункты не идентифицированы или их идентификация вызывает сомнения, поэтому напротив них поставлен знак "?".

Венгерские названия нас.пунктов даны по состоянию на настоящее время с учетом переименования: Ноград-лудань = Ludányhalászi, Бихар-Удвари =  Sárrétudvari, Ирша, Альберти = Albertirsa, Яшланг = Kisláng и т.д.

Бывает, что в списке имен очень фрагментарно указаны нас. пункты, откуда сделан перенос - например очень плохо это сделано в отчете 104 гв сд. Иногда и в "хороших отчетах" бывают случаи, когда человек по ОБД похоронен не там, откуда перенесен. Одна из версий таких разночтений (ничем не проверенная и не подтвержденная, но по ряду признаков возможная) - мадьяры собирали погибших и делали сборные могилы еще до прихода наших перезахоранивающих частей, тела переносили вместе с табличками, а потом их уже на новом месте обнаружили наши похоронные команды. Не исключен также какой-то процент ошибок и в первичных донесениях.  Ввиду большой величины списка работа по подборке соответствий в ОБД не проводилась, но отдельно заведена колонка "ОБД" (столбец J).

Иногда в списках перенесенных явно отражены фамилии из одного донесения, но почему-то среди перенесенных указаны не все фамилии и при этом нет неизвестных. Является ли это ошибкой составителей донесения или составителей отчета о переносе - неясно.

Важно (и печально) что уже на стадии первых послевоенных переносов мы видим множество безымянных братских могил, которые переносились как "неизвестные" с указанием только количества перенесенных воинов.

Неясно чем объяснить имеющиеся случаи так называемой задвоенности могил - когда в отчете 1945 года указан перенос из нас.пункта с именами, и в то же время в современном состоянии в том же нас.пункте в настоящее время имеется советское воинское захоронение. Такие случаи особенно нередки в обл. Хевеш, обл. Ноград.

В списке отражены только нас.пункты, для которых имеются списки имен. В отчетах есть другие нас.пункты, что будет отражено в последующих материалах.

Дивизии, чьи отчеты о переносах были найдены в ЦАМО РФ:

72 гв сд
81 гв сд
98 гв сд
99 гв сд
100 гв сд опись 1 дело 20
100 гв сд опись 2 дело 11
103 гв сд
104 гв сд опись 2 дело 15
107 гв сд опись 2 дело 48
114 гв сд опись 2 дело 67
303 сд опись 1 дело 38

Обсуждения и вопросы - пишите в ФОРУМ

 

Просмотров: 10335 | Добавил: Anastasiya | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 161 2 3 ... 9 10 »
avatar
1
Здравствуйте , уважаемая Анастасия!
Из данных сайта Мемориал узнал. что мой дед - Полищук Роман Григорьевич 1907 гр,
мл.лейт. умер от ран 15 марта 1945г в госпитале ст. г. Монор и захоронен в саду жд. ст. Монор, в могиле № 36.
В списках , представленных на Вашем сайте, его имя не нашли.
Посоветуйте, пожалуйста, как организовать дальнейшие действия по поиску.
Зараннее благодарен. Дмитрий.
avatar
3
Здравствуйте, Дмитрий,
В деле 100 гв сд, которая переносила Монор и в Монор, к сожалению, никаких подробностей- откуда точно. Интересно, что блок по Сольноку и районам у дивизии дан очень подробно. Может когда-то где-то найдутся недостающие документы - но это случайные находки. Есть только описание итогового кладбища:

Воинское кладбище МОНОР 
Расположено в районе жел. дор.
ст. г. МОНОР.
Всего перезахоронено 690
останков.
Кладбище оборудовано, насыпи на
могилах подняты, на индивидуальных могилах имеются деревянные пирамидки с
надписями, площадь кладбища выровнена. Ограда кладбища временная. Комендант
города МОНОР к поделке постоянной ограды мер не принимает. Памятник не
сооружен.
Схема кладбища
и списки перезахороненных прилагаются.         

Каких-либо советов дать не могу - у венгров этих данных, скорее всего, нет, а наши документы - только в ЦАМО, но пока не найдены. А может более подробных 100 гв сд и не делала.
1-1 2-2 3-3 ... 9-9 10-10

Форма входа

Поиск

***

  • ВЕНГЕРСКИЙ КРАСНЫЙ КРЕСТ
  • ПАСПОРТА ОБД ПО АЛФАВИТУ
  • ОПИСЬ АРХИВА ЮГВ В ПОС-ВЕ
  • СПИСКИ В ПЕРЕНОСАХ 1945-47
  • СПИСКИ В ЗАХОРОНЕНИЯХ
  • ***

  • КАРТЫ, КООРДИНАТЫ
  • .

  • ЦАМО РФ материалы
  • ***

  • ЛЕТЧИКИ
  • ***

  • СТАТЬИ (рус.) CIKKEK oroszul
  • СТАТЬИ (венг.) CIKKEK magyarul
  • ***

  • БЛАГОДАРНОСТИ
  • ***

  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
  • ***

  • ОБД-Мемориал
  • Подвиг народа
  • Форум Патриотцентр
  • Венгерский форум
  • РАЗНОЕ (кладовка)