Советские воинские захоронения в Венгрии

...cайт создан частным лицом и родственниками погибших. К гос.органам отношения не имеет. @Анастасия Столярова

Мини-чат

200

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Май » 9 » КРАСНОАРМЕЙЦА ГУБИНА НАШЛИ ПО ЕГО МЕДАЛИ
21:36
КРАСНОАРМЕЙЦА ГУБИНА НАШЛИ ПО ЕГО МЕДАЛИ
05.05.2015, 11:50 | Текст: Александр Емельяненков

Ивана Губина, пропавшего без вести весной 45-го где-то в Венгрии, родные ждали много лет после войны. И потом, как могли, пытались прояснить его судьбу, найти могилу или хотя бы место, где он погиб. А нашли только сейчас - по не врученной медали "За боевые заслуги". Верное направление поиска дал приказ о награждении, который обнаружил племянник погибшего красноармейца среди документов Центрального архива Минобороны России.

Великая Отечественная война
Этим приказом № 013-н от 30. 03.1945 года командир 78-го Белградского стрелкового полка 74-й стрелковой дивизии от имени Президиума Верховного Совета СССР медалью "За боевые заслуги" в числе других отличившихся бойцов и командиров наградил "автоматчика 2 стрелковой роты гвардии красноармейца Губина Ивана Калиновича за то, что он, участвуя в отражении наступления немцев 14.3.45 г. в районе с. Селеш, уничтожил 4 фрицев. В бою 18.3.45 г. был ранен". (ЦАМО РФ, ф. 33, оп.717037, д.351, д.167).
Приказ о награждении. Фото: podvignaroda.ru

Названные в приказе номер и наименование дивизии, полка, а тем более упоминание про 2-ю стрелковую роту позволили сузить сектор поиска: стало ясно, в каких именно архивных документах искать следы пропавшего без вести, как считалось 70 лет, красноармейца.

Вслед за наградным приказом там же, в военном архиве Подольска, куда специально приехал из Архангельска Губин Виктор Александрович, племянник пропавшего без вести бойца, был обнаружен приказ №043 от 20.03.45 г. по строевой части 78-го Белградского полка (командир - подполковник Левашев, начальник штаба - капитан Рупасов). В приказе - список красноармейцев, которые исключались из списка полка и снимались со всех видов довольствие как "убывшие по ранению в 19 омсб".

Вот она, казалось бы, ниточка, чтобы проследить, как дальше сложилась судьба солдата. Но - увы: из части убыл, а никаких следов в документах, что красноармеец Губин И.К., 1925 года рождения, поступил с ранением в 19-й отдельный медико-санитарный батальон при 74-й стрелковой дивизии, обнаружить не удавалось.

Оставались лишь версии и догадки. Умер по дороге в МСБ и был где-то наскоро похоронен, документов не составили или они утрачены. Другой вариант, абсолютно реальный в той обстановке - санитарный обоз напоролся на немцев, которые прорывались со всех сторон. Или - был доставлен не в свой медсанбат, а в какой-то другой: в отдельные моменты Балатонской наступательной операции все было вперемешку…

В поиске так бывает довольно часто: когда, казалось бы, в деле можно поставить точку и заняться чем-то другим, тебе прямо в руки, словно поддразнивая, приходит новая подсказка. Для Виктора Губина такой оказалась справка, присланная в ответ на его запрос в Архив военно-медицинских документов (теперь это филиал ЦАМО в Санкт-Петербурге).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Запрос, в отличие от тех послевоенных запросов, что направляли мать пропавшего солдата Наталья Павловна Губина и его сестры, был уже конкретный - с указанием части, в которой воевал, даты ранения и номера медсанбата, куда был направлен. Потому и ответ, в отличие от первых послевоенных ("не значится", "сведений нет"), оказался на редкость конкретным.

Красноармеец 78-го полка Губин Иван Калинович, говорилось в справке, "на фронте Великой Отечественной войны 18 марта 1945 года получил слепое минно-осколочное проникающе ранение черепа с повреждением костей, по поводу чего находился на излечении (предыдущие этапы не указаны) с 19 марта 1945 года в 19 МСБ 74 сд, из которого выбыл 19 марта 1945 года в ЭП 127".

Справка выдана на основании сохранившихся записей в операционно-перевязочном журнале за 18 марта и журнале регистрации раненых и больных на тот же день. Ясно, что при таком характере ранения ничего, кроме перевязки, в медсанбате сделать не могли и не стали. И отправили, как только смогли, Ивана Губина и других "тяжелых" в эвакуационный пункт (приемник) № 127, находившийся в подчинении 26-й армии 3-го Украинского фронта. 

Но в документах ЭП 127, как следовало из другой справки Военно-медицинского архива, присланной одновременно с первой, упоминаний о красноармейце Губине И.К., обнаружено не было.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

И снова догадки: умер в дороге - с таким-то ранением. Или скончался еще в медсанбате, перед самой отправкой…

По справочнику дислокации госпиталей и медсанбатов, который создан как поисковый инструмент на сайте www.soldat.ru (спасибо Игорю Ивановичу Ивлеву), удалось установить, что во второй половине марта 1945 года 19-й омсб размещался, принимал раненых и оказывал им первичную помощь в местечке Фельдше-Ирек. Здесь же хоронили умерших от ран. Поскольку на 19-м омсб ниточка судьбы Ивана Губина обрывалась, в августе 2014-го его племянник отправился в Венгрию и разыскал тот населенный пункт, который в документах военной поры именовался Фельдше-Ирек, а сейчас называется Ирек-Сенче. Местные жители подсказали, где свернуть в сторону кладбища. А на нем, справа от входа, под скромным обелиском с красной звездой угадывался прямоугольник воинского захоронения.

Туда и положил привезенные гвоздики, сознавая, что точнее места уже найти…

Фото: Александр Емельяненков

А время спустя, уже вернувшись домой, твердо для себя решил: ЭП-127 не уйдет из головы, пока он сам лично не изучит сохранившиеся документы. Списался с архивом, купил билет и отправиться в Санкт-Петербург, прихватил по обыкновению небольшую лупу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Но она не потребовалась. К середине первого же дня работы в регистрационном журнале ЭП-127, на самой верхней строчке листа, наметанный глаз выцепил искомую фамилию. 

Не умер Иван Губин в 19-м медсанбате. И на сортировочный пункт ЭП-127 его доставили живым!

А дальше, с 20 марта - эвакуационный госпиталь № 1425. С 31 марта - уже СЭГ-1439. С 7 апреля - армейский полевой (подвижный) госпиталь № 2765, он же - ГЛР-2765…

Краткий итог этого поиска по госпитальным документам - в письме Виктора Губина заместителю начальника Центрального архива Минбороны РФ Цымлянскому В.П. (12 ноября 2014 года):

"Добрый день, Виктор Павлович!

Благодаря Вашей поддержке в филиале ЦАМО в Санкт-Петербурге удалось найти информацию о дальнейшей судьбе "пропавшего без вести" воина Ивана Калиновича Губина и установить всю цепочку его перемещений из 19-го медсанбата 74-й стрелковой дивизии по госпиталям 26-й армии 3-го Украинского фронта вплоть до его смерти от ранений в госпитале легкораненых №2765 (так в архивных документах, ГЛР 2765 - А.Е.) в городе Калоча, Венгрия, 2 мая 1945 года. Архивную справку прилагаю.

Справка из Министерства обороны. Фото: Александр Емельяненков

То есть дожил он, дотерпел, несмотря на тяжесть ранения, и до красного знамени над рейхстагом, и до полного взятия Берлина. Таким образом, теперь Иван Губин не без вести пропавший! За помощь Вам и Вашим коллегам из филиала большое спасибо.

Осталось самое важное: установить место захоронения. Как мне сообщили в филиале ЦАМО, книги умерших в госпиталях и книги захоронений в 1992 году переданы в Подольск, то есть в Ваше ведение.

Чтобы завершить поисковую операцию, планирую приехать из Архангельска в Подольск и пролистать соответствующие книги ГЛР-2765 за май 1945 года…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Не скрою, очень хотелось бы 2 мая 2015 года, в день смерти И.К. Губина, оказаться у его могилы. Очень рассчитываю на Ваше дальнейшее доброе отношение.                 

С искренним уважением, В. Губин".

Виктор еще раз приезжал в Подольск, но в документах госпиталя №2765 никакой дополнительной информации не обнаружил.

Зато в интернете удалось найти описание братского захоронения в городе Калоча (как можно предположить - госпитального), где под № 27 значилось: Губкин Иван Герасимович, кр-ц, 03.05.1945 г. Описание было составлено в те годы, когда на территории Венгерской народной республики дислоцировалась группировка советской армии под названием Южная группа войск (ЮГВ). Присмотр за братскими могилами, оставшимися с войны, был тогда заботой политорганов и тыловиков. Могилы и памятные знаки на них, как умели, обустраивали и поддерживали в порядке.

К описанию захоронения в центре Калочи были приложены фотографии, что-то вроде схемы, а также именной список на 116 человек. Еще 79 значились как неизвестные.

Чтобы исключить возможную ошибку и развеять последние сомнения, изучили ОБД "Мемориал" на предмет поиска погибшего или пропавшего без вести фронтовика с такими же или схожими фамилией, именем, отчеством, воинским званием, датой и местом захоронения, как у того, кто значится под №27. Такого не оказалось.

Поэтому 1 мая 2015 года, садясь в Архангельске в самолет, Виктор Губин был уверен, что в 70-ю годовщину со дня гибели Ивана Калиновича Губина, младшего брата своей матери, он сможет положить цветы на его могилу…

Второго мая утром я получил от него из Калочи сообщение по электронной почте:

"Вчера вечером обошел весь город, расспрашивал "встречных и поперечных", показывал схему, но ни один о захоронении и памятнике советским воинам ничего сказать не мог. Сходил на городское кладбище на окраине, довольно большое, все "прочесал", но тоже безрезультатно. На кладбище разговорился с венгерский семьей, они долго вертели схемку, живо обсуждали, но также развели руками и ушли. Я еще походил по кладбищу, потом отправился к выходу. Оказалось, они меня ждали, посадили в машину и привезли к церкви на центральной улице, около которой я и сам бродил за пару часов до того.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Вроде бы по схеме похоже, но там все плотно обнесено забором и сеткой. Попытался заглянуть - никаких обелисков и памятников не увидел. Рабочих тоже не было. С утра идет сильный дождь, но я все же попробую туда попасть - может, хоть какие-то признаки обнаружу. Музея истории в Калочи, судя по всему, нет. По-английски практически никто не говорит, особенно - пожилые люди, которые могли бы знать, было отсюда перезахоронение или нет…"

Вечером того же дня - еще одно лаконичное письмо: "Похоже, что с площади Свободы отдельные памятники перенесли на городское кладбище - фотографии высылаю. Какова судьба общего памятника и косточек бойцов из братской могилы - неизвестно. Вернусь домой - напишу письма послу России в Венгрии и в местный муниципалитет.

Цветы сейчас положу к могилкам на кладбище: может там не только камни с надписями. Не знаю, что еще могу сделать. Наверное, пока и все. С уважением, В. Губин".

P. S. 

О большом воинском мемориале в Будапеште, который реконструирован и выглядит сейчас образцово, не раз сообщали по федеральным телеканалам и в газетах. Начальник Управления Минобороны РФ по увековечению памяти павших защитников Отечества Андрей Таранов и специальный представитель этого управления при посольстве России в Будапеште считают такой результат своим достижением - особенно в нынешних условиях. Спорить не станем. Но, пользуясь случаем, напомним о большом числе братских могил и захоронений советских бойцов в небольших городах и населенных пунктах, которые требуют такой же заботы и пристального внимания. Вот лишь несколько адресов, помимо Калочи, где удалось недавно побывать: Сексард, Сенче-Ирек, Пакш, Томаши, а также Бодайк, куда вместе с другими перенесены останки Героя Советского Союза Прокопия Галушина.

Братские могилы советских бойцов в городках и селах Венгрии
Документ эпохи
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

"Привет с фронта!

Здравствуйте дорогие мои родные, мама, Лиза и Дина. С приветом ваш сын Ваня.

Сообщаю вам моя дорогая мамочка что с десантной части я выбыл и с 7-го января выехал из Бобруйска на третий украинский фронт.

Почти месяц пробыли в дороге. Ехали через Румынию Югославию Венгрию. В Югославии нас очень хорошо встретили. Народ там очень хороший, действительно дружественный нам народ. Затем я прибыл в назначенную часть, которая имеет большие боевые заслуги. Прибыл и сразу познакомился с фронтовой жизнью. А снабжают армию очень хорошо. Непереедаем сала и мяса.

Погода здесь стоит хорошая теплая. Снег уже растаял. Скоро немца окончательно добьем. Наша катюша ему спокою не дает ни днем ни ночью. Ну пока писать кончаю. Написал бы больше, но не могу. Приеду, расскажу подробнее.

Ну пока, до свидания. Остаюсь жив и здоров ваш сын Ваня.

Венгрия 26-го февраля 45 г. 
Мой адрес: п.п. 45863/к
Губину Ивану Калиновичу".

(орфография и пунктуация автора сохранены)

Ссылки

Общий именной алфавитный список захороненных в Венгрии -http://poisksvoih.ru/

Фактические сведения о захоронении в Калоче - http://szovjet-katona.ucoz.hu/

Ссылка на официальный паспорт захоронеия в ОБД "Мемориал" (с ошибочным указанием географического места и утверждением, что все 196 захороненных - неизвестные)  - http://obd-memorial.ru

Просмотров: 427 | Добавил: Anastasiya | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Поиск

***

  • ВЕНГЕРСКИЙ КРАСНЫЙ КРЕСТ
  • ПАСПОРТА ОБД ПО АЛФАВИТУ
  • ОПИСЬ АРХИВА ЮГВ В ПОС-ВЕ
  • СПИСКИ В ПЕРЕНОСАХ 1945-47
  • СПИСКИ В ЗАХОРОНЕНИЯХ
  • ***

  • КАРТЫ, КООРДИНАТЫ
  • .

  • ЦАМО РФ материалы
  • ***

  • ЛЕТЧИКИ
  • ***

  • СТАТЬИ (рус.) CIKKEK oroszul
  • СТАТЬИ (венг.) CIKKEK magyarul
  • ***

  • БЛАГОДАРНОСТИ
  • ***

  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
  • ***

  • ОБД-Мемориал
  • Подвиг народа
  • Форум Патриотцентр
  • Венгерский форум
  • РАЗНОЕ (кладовка)