Любовь
Стриженкова - племянница возд. стрелка Пеннер
Петра Петровича. Розыск ведется по просьбе родственников и родной сестры
Пеннер П.П., 86 лет. Исходные данные из ОБД "Мемориал": 10 ШАК 210 ШАП. Два экипажа ИЛ-2, сбиты 22.01.1945, район не указан. Даже в ЦАМО найти было почти невозможно.
Данные из ЦАМО РФ: экипаж №1 Соколов Николай Иванович летчик
(мл.лейтенант, окончил Чкаловскую ВШЛ, время прибытия в часть
20.05.1943, летчик с 20.09.1944 года, налет на ИЛ-2 37 ч 55 мин, из них в
данной части 24 ч 50 мин, ночью-нет, по приборам-нет, общий налет 37 ч
55 мин. Общее количество боевых вылетов 22. Боевой налет днем 28 часов
03 минуты, ночью-нет. Мл.Лейтенант СОКОЛОВ провел 4 групповых воздушных
боя. Сбитых самолетов не имеет, ранее сбит не был). Пенер (Пинер, Пеннер) Петр Петрович воздушный стрелок
(сержант, окончил Троицкую школу возд. стрелков, время прибытия в часть
20.12.1944, возд. стрелок с 20.11.44 (опечатка? так в Акте), налет 4 ч
50 мин, все в данной части, ночью-нет, по приборам- нет, общий налет 4 ч
50 мин. Количество боевых вылетов 5, боевой налет днем 4 часа 50 минут,
ночью-нет. Воздушных боев не вел. Сбит не был).
экипаж №2
Ярков Владимир Михайлович летчик
(сержант, окончил 2-ю Липецкую ВШЛ, время прибытия в часть 15.09.1944,
налет на ИЛ-2 72 ч 49 мин, в данной части 72 ч 49 мин., общий налет днем
72 ч 49 мин, ночью-нет, по приборам-нет, общее количество боевых
вылетов 28 - 24 часа 14 минут. Сержант ЯРКОВ в группе провел 5 воздушных
боев безрезультатно, ранее сбит не был.
Григорьев Кирилл Фиолетович воздушный стрелок
(Красноармеец ГРИГОРЬЕВ окончил Курсы возд.стрелков 18 УТАП, время
прибытия в часть 20.06.1944, , общее количество боевых вылетов 29,
боевой налет днем 23 часа 05 минут, ночью-нет. Провел 4 воздушных боя
безрезультатно, ранее сбит не был).
Общая характеристика экипажей: Летчики: на боевые задания летают с желанием. Окончили программу переучивания на ИЛ-2 при 210 ШАСКП с оценкой-хорошо. Воздушные стрелки: в воздухе осмотрительны, кабину стрелк* пулемет УБТ знают хорошо, на боевые задания летают с желанием.
Характеристика боевого задания и подготовленность к его выполнению:
У
командира и штаба была полная ясность об обстановке в районе боевых
действий, как в отношении ИА противника, условий погоды, линии боевого
соприкосновения, а также и об объектах цели. Эти данные были доведены до
экипажей при постановке боевой задачи. Боевую задачу ставил командир
полка Майор КОНДРАТОВ 22.01.1945 г. в 12-00 группой 14 ИЛ-2, ведущий
старший лейтенант ПАВЛОВ, мл.лейтенант ФРОЛОВ, мл.лейтенант ХАРЧЕНКО в
период 13.15 13-25 с Н-1000 метров под прикрытием 6 ЛА-5 от 164 ИАП,
ведущий прикрытия капитан ГРЕХОВОДОВ - нанести бомбардировочно-штурмовой
удар по танкам и автомашинам противника в районе СЕКЕШФЕХЕРВАР. Были
даны указания: а/ При встрече с ИА противника вести оборонительный бой во взаимодействии с истребителями прикрытия. б/
В зоне огня ЗА и МЗА производить маневр по высоте, курсу/доворотом
10-15 градусов/ и скоростью, а также увеличить дистанции и интервалы
между самолетами в группе. в/ В случае невозможности сесть на свой
аэродром из-за ранения экипажа и повреждения матчасти, посадку
произвести на ближайшем аэродроме ТЕКЕЛ или в поле с убранием шасси. г/ При потере ориентировки выйти с курсом 90 градусов на р.Дунай и далее на свой аэродром.
У
экипажа имелся опыт выполнения данной боевой задачи, аналогичную задачу
выполняли ранее: мл. лейтенант СОКОЛОВ=21 раз, сержант ЯРКОВ = 28 раз.
Уровень специальной подготовки соответствовал условиям выполнения данной боевой задачи.
На предварительную подготовку к вылету экипажам было предоставлено 35 минут, на уточнение цели 15 минут.
Обстановка и выполнение задания:
22.01.1945
года в 13-20 на Н-1000 метров в районе СЕКЕШФЕХЕРВАР атакованы 12
ФВ-190. Атаки производили сзади сверху и сзади снизу под ракурсами
0/4/2/4. В результате воздушного боя сбиты экипажи старший сержант
ЯРКОВ, воздушный стрелок красноармеец ГРИГОРЬЕВ, мл. лейтенант СОКОЛОВ,
воздушный стрелок сержант ПИНЕР. Экипажи упали севернее Ловашберень, самолеты 18850106 и 10992 - разбиты. Экипажи погибли. Боевой порядок группы - на маршруте правый пеленг звеньев, над целью - круг. Погода: облачность -4-6 баллов, Н-1500м, дымка, видимость 3 км. Во
время воздушного боя ведущий подал команду: "Встать в оборонительный
круг и отражать атаки самолетов противника" Экипажи команду приняли,
ведущий во время воздушного боя связи с истребителями не имел. Прямые
и косвенные причины данной боевой потери: ведущий группы не имел связи с
истребителями прикрытия. Истребители прикрытия над целью группу не
прикрыли. Случай разобран со всем летным составом. Командир истребительного полка предупрежден о плохом прикрытии.
Акт от 13 февраля 1945 года подписи: Врид. КОМАНДИРА 210 ШТУРМОВОГО АВИАЦИОННОГО СЕВАСТОПОЛЬСКОГО КРАСНОЗНАМЕННОГО ПОЛКА МАЙОР ПРОВОРОТОВ Врид. НАЧАЛЬНИКА ШТАБА МАЙОР БУЙЛОВ
доп инф номера парашютов экипажа Соколов-Пеннер 5504 и 23892
Имеется и другая информация о возможном месте гибели самолетов экипажей Соколов-Пеннер, Ярков-Григорьев:
а) По венгерским отчетам 22 января 1945 года после 10-00 местного времени (12-00 московского) венгерская 101/II
истребительная группа поднялась в воздух. Она атаковала к юго-западу
от Будапешта группу Ил-2, которые штурмовали немецкие танковые колонны
на земле. Венгерские пилоты Nánási Kálmán hdgy., Fülöp Pál szkv. and
Kérges László szkv заявили, что сбили каждый по Ил-2 около 11-00 (13-00
по московски). Советское истребительное прикрытие Ла-5 опоздало и когда
они появились над полем боя, несколько Ил-2 было уже сбито и также было
заявлено пилотами Nagy József и Fülöp Pál szkv, что они сбили по одному Ла-5.
Вероятно, это были самолеты из 164 ИАП. Местное время было 11-00, а
по-московски это 13-00. Территория и время совпадает, включая самолеты
Ил-2
и Ла-5. В этом случае противниками были венгерские пилоты, а не
немецкие. Но они пилотировали Ме-109, а не ФВ-190 (как было в докладах).
Советские пилоты часто путали Ме-109 и ФВ-190, но не
нужно забывать, что это был облачный январь с ограниченной видимостью.
Пилот Nánási Kálmán заявил, что сбил Ил-2 между Székesfehérvár and Szigetszentmiklós (огромная территория). Есть мнение, что возможно
Графский двор перепутали с хутором Гроф, который как
раз территориально попадает в сообщения венгров о победах. Действительно, по другим сообщениям наших частей о
потерях шести самолетов ИЛ-2 в указанный период истребители 210 ШАП
действовали в районе хутора Гроф, где как раз было немецкое танковое
наступление. Венгры
заявили о 3 сбитых Ил-2 и 2 Ла-5. 210 ШАП потерял два самолета Ил-2 и
сопровождавший их 164 ИАП потерял севшего на вынужденную один Ла-5. Либо
венгры ошибочно посчитали сбитыми лишний третий Ил-2, и второй ЛА-5,
либо один ИЛ-2 и один ЛА-5 были потери из других дивизий.
Нужно
перепроверить, были ли большие события на земле в районе Лавашберень 22
января. Если нет, то Ил-2 туда было незачем посылать. Сразу два могли
потерять только над районом боя или по дороге домой. Аэродром 210 полка
был в Кишкунлацхаза. Пока все указывает на хутор Гроф в районе Эрчи.
По-видимому,
захоронение экипажей проводили советские части, в период с 22 по 31
января в Ловашберень и хут.Гроф проводили захоронения несколько чатей,
также возможно какая-то информация будет в материалах 164 ИАП.
(результаты исследования - Борис Давыдов, Габор Хорват)
б)
в похоронке Пеннера П.П. местом гибели указан район "Графский двор" без
уточнения. Также в КП Вологодской области имеются сведения о гибели
Соколова в районе "Графский двор". Проверяется информация о возможном
захоронении обоих экипажей нашими войсками на хут. Гроф в р-не Эрчи.
в) третий вариант места гибели экипажей - р-н Шаркерестеш
ИТОГОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ: http://trizna.ru/forum/viewtopic.php?f=51&t=51435&p=470921#p470921 место захоронения найдено: с.Вертешача это здесь http://szovjet-katona.ucoz.hu/index/verteshacha_vertesacsa/0-706
Политический отдел 46 армии Начальнику политотдела 136 штурмовой 5.2.1945 авиационной дивизии №0262 Направляю
Вам партбилет №6554817 т. Соколова Николая Ивановича и комсомольский
билет №21689045 на его же имя. По донесению коменданта с. Вертешача в
2-х км. от г. Чаквар противником был подбит наш самолет Ил-2. При
посадке самолет разбился и два летчика погибли: мл. лейтенант Соколов
Николай Иванович и сержант Пепер Петр Петрович. Летчики похоронены в с.
Вертешача.
Приложение: Партбилет №6554817 и комсомольский билет №21689045 на имя т. Соколова Н.И. Зам. начальника политотдела 46 армии гвардии полковник Харченко 5.2.45 от
руки - "Приложение получил, ст. л-т Никит.." Это Никитин, инструктор
политотдела 136 шад, вел партийные дела - отсылал в отдел учета ЦК
партии документы погибших и их списки.
|