Советские воинские захоронения в Венгрии

...cайт создан частным лицом и родственниками погибших. К гос.органам отношения не имеет. @Анастасия Столярова

Мини-чат

200

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Октябрь » 27 » ОЧЕНЬ ДАВНИЙ ЗАПРОС. Экипаж Ил-2, поиск с 2010 года: Пеннер Петр Петрович - место захоронения найдено
00:46
ОЧЕНЬ ДАВНИЙ ЗАПРОС. Экипаж Ил-2, поиск с 2010 года: Пеннер Петр Петрович - место захоронения найдено
Любовь Стриженкова - племянница возд. стрелка Пеннер Петра Петровича. Розыск ведется по просьбе родственников и родной сестры Пеннер П.П., 86 лет.
Исходные данные из ОБД "Мемориал": 10 ШАК 210 ШАП. Два экипажа ИЛ-2, сбиты 22.01.1945, район не указан. Даже в ЦАМО найти было почти невозможно.

Данные из ЦАМО РФ:
экипаж №1
Соколов Николай Иванович летчик (мл.лейтенант, окончил Чкаловскую ВШЛ, время прибытия в часть 20.05.1943, летчик с 20.09.1944 года, налет на ИЛ-2 37 ч 55 мин, из них в данной части 24 ч 50 мин, ночью-нет, по приборам-нет, общий налет 37 ч 55 мин. Общее количество боевых вылетов 22. Боевой налет днем 28 часов 03 минуты, ночью-нет. Мл.Лейтенант СОКОЛОВ провел 4 групповых воздушных боя. Сбитых самолетов не имеет, ранее сбит не был).
Пенер (Пинер, Пеннер) Петр Петрович воздушный стрелок (сержант, окончил Троицкую школу возд. стрелков, время прибытия в часть 20.12.1944, возд. стрелок с 20.11.44 (опечатка? так в Акте), налет 4 ч 50 мин, все в данной части, ночью-нет, по приборам- нет, общий налет 4 ч 50 мин. Количество боевых вылетов 5, боевой налет днем 4 часа 50 минут, ночью-нет. Воздушных боев не вел. Сбит не был).

экипаж №2
Ярков Владимир Михайлович летчик (сержант, окончил 2-ю Липецкую ВШЛ, время прибытия в часть 15.09.1944, налет на ИЛ-2 72 ч 49 мин, в данной части 72 ч 49 мин., общий налет днем 72 ч 49 мин, ночью-нет, по приборам-нет, общее количество боевых вылетов 28 - 24 часа 14 минут. Сержант ЯРКОВ в группе провел 5 воздушных боев безрезультатно, ранее сбит не был.
Григорьев Кирилл Фиолетович воздушный стрелок (Красноармеец ГРИГОРЬЕВ окончил Курсы возд.стрелков 18 УТАП, время прибытия в часть 20.06.1944, , общее количество боевых вылетов 29, боевой налет днем 23 часа 05 минут, ночью-нет. Провел 4 воздушных боя безрезультатно, ранее сбит не был).

Общая характеристика экипажей:
Летчики: на боевые задания летают с желанием. Окончили программу переучивания на ИЛ-2 при 210 ШАСКП с оценкой-хорошо.
Воздушные стрелки: в воздухе осмотрительны, кабину стрелк* пулемет УБТ знают хорошо, на боевые задания летают с желанием.

Характеристика боевого задания и подготовленность к его выполнению:

У командира и штаба была полная ясность об обстановке в районе боевых действий, как в отношении ИА противника, условий погоды, линии боевого соприкосновения, а также и об объектах цели. Эти данные были доведены до экипажей при постановке боевой задачи.
Боевую задачу ставил командир полка Майор КОНДРАТОВ 22.01.1945 г. в 12-00 группой 14 ИЛ-2, ведущий старший лейтенант ПАВЛОВ, мл.лейтенант ФРОЛОВ, мл.лейтенант ХАРЧЕНКО в период 13.15 13-25 с Н-1000 метров под прикрытием 6 ЛА-5 от 164 ИАП, ведущий прикрытия капитан ГРЕХОВОДОВ - нанести бомбардировочно-штурмовой удар по танкам и автомашинам противника в районе СЕКЕШФЕХЕРВАР. Были даны указания:
а/ При встрече с ИА противника вести оборонительный бой во взаимодействии с истребителями прикрытия.
б/ В зоне огня ЗА и МЗА производить маневр по высоте, курсу/доворотом 10-15 градусов/ и скоростью, а также увеличить дистанции и интервалы между самолетами в группе.
в/ В случае невозможности сесть на свой аэродром из-за ранения экипажа и повреждения матчасти, посадку произвести на ближайшем аэродроме ТЕКЕЛ или в поле с убранием шасси.
г/ При потере ориентировки выйти с курсом 90 градусов на р.Дунай и далее на свой аэродром.

У экипажа имелся опыт выполнения данной боевой задачи, аналогичную задачу выполняли ранее: мл. лейтенант СОКОЛОВ=21 раз, сержант ЯРКОВ =  28 раз.

Уровень специальной подготовки соответствовал условиям выполнения данной боевой задачи.

На предварительную подготовку к вылету экипажам было предоставлено 35 минут, на уточнение цели 15 минут.

Обстановка и выполнение задания:

22.01.1945 года в 13-20 на Н-1000 метров в районе СЕКЕШФЕХЕРВАР атакованы 12 ФВ-190. Атаки производили сзади сверху и сзади снизу под ракурсами 0/4/2/4. В результате воздушного боя сбиты экипажи старший сержант ЯРКОВ, воздушный стрелок красноармеец ГРИГОРЬЕВ, мл. лейтенант СОКОЛОВ, воздушный стрелок сержант ПИНЕР.
Экипажи упали севернее Ловашберень, самолеты 18850106 и 10992 - разбиты. Экипажи погибли.
Боевой порядок группы - на маршруте правый пеленг звеньев, над целью - круг.
Погода: облачность -4-6 баллов, Н-1500м, дымка, видимость 3 км.
Во время воздушного боя ведущий подал команду: "Встать в оборонительный круг и отражать атаки самолетов противника" Экипажи команду приняли, ведущий во время воздушного боя связи с истребителями не имел.
Прямые и косвенные причины данной боевой потери: ведущий группы не имел связи с истребителями прикрытия. Истребители прикрытия над целью группу не прикрыли.
Случай разобран со всем летным составом. Командир истребительного полка предупрежден о плохом прикрытии.

Акт от 13 февраля 1945 года
подписи:
Врид. КОМАНДИРА 210 ШТУРМОВОГО АВИАЦИОННОГО СЕВАСТОПОЛЬСКОГО КРАСНОЗНАМЕННОГО ПОЛКА МАЙОР ПРОВОРОТОВ
Врид. НАЧАЛЬНИКА ШТАБА МАЙОР БУЙЛОВ

доп инф номера парашютов экипажа Соколов-Пеннер 5504 и 23892

Имеется и другая информация о возможном месте гибели самолетов экипажей Соколов-Пеннер, Ярков-Григорьев:

а) По венгерским отчетам 22 января 1945 года после 10-00 местного времени (12-00 московского) венгерская 101/II  истребительная группа поднялась в воздух. Она атаковала  к юго-западу от Будапешта группу Ил-2, которые штурмовали немецкие танковые колонны на земле. Венгерские пилоты Nánási Kálmán hdgy., Fülöp Pál szkv. and Kérges László szkv заявили, что сбили каждый по Ил-2 около 11-00 (13-00 по московски). Советское истребительное прикрытие Ла-5 опоздало и когда они появились над полем боя, несколько Ил-2 было уже сбито и также было заявлено пилотами Nagy József и Fülöp Pál szkv, что они сбили по одному Ла-5.  Вероятно, это были самолеты из 164 ИАП. Местное время было 11-00, а по-московски это 13-00. Территория и время совпадает, включая самолеты Ил-2 и Ла-5. В этом случае противниками были венгерские пилоты, а не немецкие. Но они пилотировали Ме-109, а не ФВ-190 (как было в докладах). Советские пилоты часто путали Ме-109 и ФВ-190, но не нужно забывать, что это был облачный январь с ограниченной видимостью. Пилот Nánási Kálmán заявил, что сбил Ил-2 между Székesfehérvár and Szigetszentmiklós (огромная территория).
Есть мнение, что возможно Графский двор перепутали с хутором Гроф, который как раз территориально попадает в сообщения венгров о победах.
Действительно, по другим сообщениям наших частей о потерях шести самолетов ИЛ-2 в указанный период истребители 210 ШАП действовали в районе хутора Гроф, где как раз было немецкое танковое наступление.
Венгры заявили о 3 сбитых Ил-2 и 2 Ла-5. 210 ШАП потерял два самолета Ил-2 и сопровождавший их 164 ИАП потерял севшего на вынужденную один Ла-5. Либо венгры ошибочно посчитали сбитыми лишний третий Ил-2,  и второй ЛА-5, либо один ИЛ-2 и один ЛА-5 были потери из других дивизий.

Нужно перепроверить, были ли большие события на земле в районе Лавашберень 22 января. Если нет, то Ил-2 туда было незачем посылать. Сразу два могли потерять только над районом боя или по дороге домой. Аэродром 210 полка был в Кишкунлацхаза.
 
Пока все указывает на хутор Гроф в районе Эрчи.
По-видимому, захоронение экипажей проводили советские части, в период с 22 по 31 января в Ловашберень и хут.Гроф проводили захоронения несколько чатей, также возможно какая-то информация будет в материалах 164 ИАП.

(результаты исследования - Борис Давыдов, Габор Хорват)

б) в похоронке Пеннера П.П. местом гибели указан район "Графский двор" без уточнения. Также в КП Вологодской области имеются сведения о гибели Соколова в районе "Графский двор". Проверяется информация о возможном захоронении обоих экипажей нашими войсками на хут. Гроф в р-не Эрчи.

в) третий вариант места гибели экипажей - р-н Шаркерестеш

ИТОГОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ: http://trizna.ru/forum/viewtopic.php?f=51&t=51435&p=470921#p470921
место захоронения найдено: с.Вертешача

это здесь http://szovjet-katona.ucoz.hu/index/verteshacha_vertesacsa/0-706

Политический
отдел 46 армии                          Начальнику политотдела 136 штурмовой
5.2.1945                                              авиационной дивизии
№0262
 
Направляю Вам партбилет №6554817 т. Соколова Николая Ивановича и комсомольский билет №21689045 на его же имя. По донесению коменданта с. Вертешача в 2-х км. от г. Чаквар противником был подбит наш самолет Ил-2. При посадке самолет разбился и два летчика погибли: мл. лейтенант Соколов Николай Иванович и сержант Пепер Петр Петрович. Летчики похоронены в с. Вертешача.

 Приложение: Партбилет №6554817 и комсомольский билет №21689045 на имя т. Соколова Н.И.
 
                                   Зам. начальника политотдела 46 армии
                                   гвардии полковник            Харченко
5.2.45
 
от руки - "Приложение получил, ст. л-т Никит.." Это Никитин, инструктор политотдела 136 шад, вел партийные дела - отсылал в отдел учета ЦК партии документы погибших и их списки.
Просмотров: 468 | Добавил: Anastasiya | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Поиск

***

  • ВЕНГЕРСКИЙ КРАСНЫЙ КРЕСТ
  • ПАСПОРТА ОБД ПО АЛФАВИТУ
  • ОПИСЬ АРХИВА ЮГВ В ПОС-ВЕ
  • СПИСКИ В ПЕРЕНОСАХ 1945-47
  • СПИСКИ В ЗАХОРОНЕНИЯХ
  • ***

  • КАРТЫ, КООРДИНАТЫ
  • .

  • ЦАМО РФ материалы
  • ***

  • ЛЕТЧИКИ
  • ***

  • СТАТЬИ (рус.) CIKKEK oroszul
  • СТАТЬИ (венг.) CIKKEK magyarul
  • ***

  • БЛАГОДАРНОСТИ
  • ***

  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
  • ***

  • ОБД-Мемориал
  • Подвиг народа
  • Форум Патриотцентр
  • Венгерский форум
  • РАЗНОЕ (кладовка)