В
Европе День поминовения - официальный выходной. Во многих странах
организуется торжественное возложение цветов к воинским мемориалам. О
политике в этот день задумываться как-то не принято.
В Русской Церкви целых девять дней поминовения в церковном календаре, из них два посвящены именно усопшим воинам.
У
католиков такой день – единственный, поэтому он так важен. Даже
представители других, не католических, церквей и просто атеисты считают
неудобным не пойти в этот день к могилам родственников, не принести
огонек: такова традиция, многих так научили в детстве, так было всегда.
С
утра все идут на кладбища, наводят там порядок, несут цветы и свечи.
Приносить еду и устраивать поминки не принято, однако "свет души",
который символизирует зажженная свеча или лампада, зажигают везде, так
что в День поминовения мемориалы и кладбища превращаются в сплошные
ручьи из свечей. Зажженные свечи также выставляют на подоконниках в
домах.
Поминают всех – в
том числе и наших русских воинов, которые погибли и были похоронены в
Европе. Там есть могилы времен Первой Мировой войны, и более ранние. Для
меня самое трогательное - свечи на мемориалах Второй мировой войны.
Знаковые
цифры 1941-1945 и русское «Слава героям!», оставшиеся ссоветских
времен, в День поминовения залиты светом многочисленных свечей.
На
фото - советский мемориал в Венгрии, в городе Капошвар. Подобных фото
немного, а жаль. Может быть, просто не очень принято фотографировать
что-то личное, близкое: у нас тоже мало кому приходит в голову
фотографировать на Радоницу. Наверное, это без слов свидетельствует о
простых истинах: везде живут люди, которые к другим «относятся
по-человечески».
Многие
читали «страшилки» о сносе советских мемориалов в Венгрии, Польше,
Болгарии. И тем, кто знает, как обстоят дела на самом деле, просто
нельзя не заступиться за местных жителей. В массе своей политизированные
сносы советских памятников мало говорят о настрое большинства обычных
граждан, обыкновенных людей, которые не испытывают лютую ненависть к
советским воинам лично.
На
одном форуме о захоронениях в Польше под фото советского памятника с
лампадами и цветами кто-то оставил уверенный комментарий, что это, мол,
исключительно по политическим мотивам - сказали дружить с Россией, вот
ради политкорректности и ставят.
Однако подобные мысли все-таки далеки от истины.
Официальные
мероприятия в этот день тоже проводятся. Например, в Будапеште служащие
венгерской армии официально возлагают венки к мемориалам всех стран,
независимо от периодов боевых действий, которым они посвящены. Но
делается это вовсе не из вежливости перед всеми государствами, чьи армии
когда-либо ступали на венгерскую землю. Просто в этот день
вспоминается, что все - люди, все - христиане и все - уже не могут
ничего исправить в истории. Да и, положа руку на сердце, многие ли так
уж этой историей интересуются?
Напомню,
что Венгрия воевала на стороне Гитлера. 100-тысячная Вторая Венгерская
армия была разбита советскими войсками под Воронежем. А потом советские
войска брали Будапешт. Через 10 лет, в 1956, произошло вооруженное
восстание венгров против советского режима, русских буквально разрывали и
вешали сами венгры, а русские, в свою очередь, ввели против венгров
танки… В 1990-е годы советские войска ушли навсегда, и венгры начали
повсеместный снос русских воинских памятников.
Многие пожилые люди относились к этому отрицательно.
«Я
уже 77-ти летняя женщина. В нашей семье жертвами войны 1945 года стали
мои братья 18, 22 и 24 лет, мать не смогла перенести горечи утрат и
скончалась в возрасте 49 лет. Хочу сказать, что наше тогдашнее
правительство вместе с немецким напали на таких же бедняков, которые так
же натерпелись под царизмом, как и мы под своими венгерскими господами.
А как сейчас глумятся над теми, которые освободили нас от угнетателей?
Если в скором времени снова намереваетесь на подобное, подумайте о том,
что и в земле большой России покоятся много тысяч молодых венгров,
которых туда отправили как "пушечное мясо" и убивать. Пару лет назад
венгерская делегация находилась в России с целью розыска захоронений
наших соотечественников, которые навсегда закрыли там свои глаза. Назад
вернулись с тем, что русский народ поставил памятники над павшими там
чужими солдатами, и русские ухаживают за могилами, это прочитала в
областной газете. Значит, они в каждом павшем видят прежде всего
человека. А ведь те, что напали на русский народ, были его врагами, но
об этом почему-то замалчивается, хотя часто пишут, что нужно не забывать
прошлое, т.к. только так можно идти в будущее. Мы, которым уже за 70,
можем только с благодарностью относиться к правительству после 1945,
которое смогло обеспечить нам достойную для человека жизнь, жилище,
образование, в отличие от правительства господ, еоторое давило трудом,
давало роль прислуги и нищету» (Балаж Ласлоне. 19.04.2004).
В
городе Мако есть один очень пожилой человек, Деги Имре. Ему уже почти
90 лет – в свое время он взял на себя заботу о советском воинском
кладбище. Когда местная администрация перестала ухаживать за мемориалом и
он зарос сорняками, этот человек собрал букет из сорняков, упаковал его
и вручил мэру города – через секретаршу. Мэр разгневался, бедную
секретаршу уволили. Но мемориал до сих пор в отличном состоянии стоит на
месте.
Часто
венгры сообщают о захоронениях в виноградниках, в садах. Дело в том,
что раньше, в советское время, люди опасались рассказывать, что вот у
них в огороде… Как бы не обвинили в чем-нибудь, не затаскали бы по
«конторам».
Многие
населенные пункты приходят в запустение, людей переселяют, одиночные
могилы остаются заброшенными. У венгров, как у финно-угорских племен
вообще, довольно серьезное отношение к памяти предков, к захоронениям.
Нормальные венгры не могут вынести, если кто-то остался без памяти, они
приходят и говорят об этом. С участием представителей российского
посольства проводятся эксгумации, торжественные переносы.
Так,
в 2011 году у маленького поселка, на хуторе, был торжественно открыт
памятник всего одному человеку - 19-летнему Павлу (Павлину) Рублину. Он
ушел на фронт в конце войны, последним из трех сыновей. Не успел
обзавестись семьей, но зато успел заслужить медаль "За отвагу". Он и оба
его брата погибли.
Мать
и племянники знали только приблизительное название места, в котором он
был похоронен. Безуспешно пытались искать, но потом местоположение
населенного пункта нашли. Выяснилось, что да, был когда-то в
окрестностях указанного в похоронке барского двора один советский
солдат, имя его никто не знал, но пока там была деревня и жили люди -
могилу посещали, молодые венгерские девушки не проходили мимо, по пути
носили полевые цветы и свечи в День поминовения. А тем временем где-то в
Ярославской области в России мама неизвестного бойца молилась и
наказывала внукам когда-нибудь найти его... Особенно сокрушалась, что на
Пасху никто не придет, "не помянет, не похристосуется". Деревня
зачахла, оставшихся жителей переселили, русский солдат остался один, и
место постепенно пришло в запустение. Умерла и мама, так и не дождавшись
известий и церковного отпевания
Найти
само место могилы представлялось почти невозможным – она одиночная и
находится практически в поле. Однако люди помнили место.
На
открытии памятника присутствовали "молодые венгерские девушки",
которые, наконец, узнали не только имя своего давнего подопечного, но и
увидели его портрет.
А полгармейстер собственноручно посадил березу, специально привезенную из России.
Сейчас на всех мемориалах уже традиционно бывает русский священник.
Такие
случаи не являются чем-то исключительным. Ненадлежащее отношение к
памяти, к кладбищам и мемориалам, как правило, связано с политикой или
рыночными интересами коммерсантов или чиновников: когда надо вот здесь
провести землеотвод, чего-то построить, а не перенести ли нам вот это
захоронение… Тем более, что (к сожалению!) самим русским вроде как бы и
все равно, не сильно-то они и проверяют, остались ли целы русские
захоронения.
Но накануне дня поминовения не хотелось бы говорить о политике, администрации и прочем.
Хотелось
просто рассказать и напомнить, что с вечера 1 ноября начинается День
поминовения. И что в этот день католики всех стран пойдут не на работу, а
к захоронениям своих близких, и понесут «свет души» на советские
братские могилы, нашим с вами молодым дядям, прадедам, дедушкам, которые
прошли пол-Европы и остались там навсегда.