Вроде бы удалось совместным трудом связать экипаж пропавшего Б-25 и захоронение в Венгрии.
История
началась, как и раньше, с письма Габора Хорвата (участник Balaton). Он
прислал фото памятника в лесу у Kismányok (Кишманьок), километрах в 25
северо-восточнее города Печ. На памятнике осталась лишь надпись 1944
год. Габор предположил, что это захоронение экипажа советского Б-25,
летавшего к партизанам Югославии в августе 1944 года. Вот фото памятника, явно сильно после войны установлен.
Я запросил Анастасию Столярову http://szovjet-katona.ucoz.hu/, которая помогает многим по советскими воинскими захоронениями в Венгрии. Анастасия
сообщила, что после всех переносов захоронений сейчас существуетв
соседнем селе Боньхад памятник 6-ти неизвестным советским летчикам
погибшим 10 августа 1944 в районе шахты Надьманек (Надьманьок, рядом с
Кишманьок). Раньше тем же летчикам памятники были установлены шахтерами в
двух местах (видимо, последовательно переносили захоронение).
IMGP3516.JPG [ 290.83 КБ | Просмотров: 442 ]
IMGP3515.JPG [ 284.63 КБ | Просмотров: 442 ]
linnet
Заголовок сообщения:
Добавлено: 28 апр 2012 19:11
Габор изучал потери советских самолетов,
снабжавших югославских партизан и пришел к выводу, что это может быть
экипаж Каракозова, одного из трех Митчеллов, потерянных в ночь на 10
августа. Но уверенности в составе экипажа и какой это из двух экипажей
14 гв. ап дд, потерянных в ночь на 10 августа. + потерян Б-25 22 гв. ап
дд (по другим данным в ночь на 11 августа). Вот данные из ОБД. Отдельно страница со стрелками. Немцы сообщали о победах над 4 Б-25.
По спискам пропавших без вести получается
два экипажа по 6 человек и один 5 человек. Причем штатная численность
Б-25 - 5 человек. Габор нашел телеграммы местных полицейских в Будапешт о упавших самолетах. 1 самолет. "00.10
Kismányok (район Tolna) Советский самолет был сбит в воздушном бою,
упал и сгорел. Его экипаж из 5 человек погиб (в самолете) и еще один
выпрыгнул с парашютом и также погиб" Погибший с парашютом был найден
в лесу и он единственный, кого зарегистрировали в книге умерших в
Кишманьоке. Тело было найдено Vári József, жителем Надьманьок и сообщено
властям.
2 самолет „01.00 Akasztó: Венгерский истебитель
(ошибка, немецкий!) сбил американский самолет с русским экипажем. Экипаж
из из 5 человек погиб." И еще из Akasztó "полиция города Сегед,
5-й полицейский округ сообщает, что 10 августа в 1-00 ночи самолет
противника горящий упал на дом по улице Páskom 9. Упал на землю и
взорвался со всем грузом. Согласно расследованию, экипаж погиб в
обломках самолета. Фрагменты тел принадлежали двум разным персонам.
Документ одного из них показал, что он был русский гражданин 1922 года
рождения. Второй остался неизвестным."
3 самолет. „00,05
Martonos (Martokos, ныне в Сербии) советский самолет упал на рыночной
площади. Вероятно сбит немецким ночным истребителем. Из его экипажа 3
сгорели, один взят в плен, а два других сбежали в направлении Суботица. „00,55
Magyarkanizsa-N, 5 km (Bács-Bodrog) Это то же место - русский самолет
упал и сгорел. 2 человека захвачены в плен, остальные сгорели в
самолете.
Самолет 3 с 6 членами экипажа принадлежал 22
гв. ап дд, командир которого, Галинский находился на борту в качестве
контролера (вот откуда 6-й член экипажа!) и попал в плен. В ОБД я не
нашел данных о пленении Галинского. Габор прислал ссылку на книгу, в
которой упоминается Галинский, заключенный в Будапештскую тюрьму: "Среди
тех, кто не вернулся с боевого задания в августе 1944 г., был экипаж
гвардии лейтенанта П. Долгошеенкова, в составе которого летел командир
22-го гвардейского авиаполка гвардии подполковник Иван Федорович
Галинский. В тяжелом состоянии Галинский попал в плен и был посажен в
будапештскую тюрьму. В начале 1945 г. в соседний авиаполк дивизии
вернулся лейтенант Г. Федоров, которому удалось бежать из фашистского
плена. Он рассказал, что на прогулке во дворе будапештский тюрьмы
встречался с Галинским, который после пыток выглядел сильно измученным.
Федорову и другим авиаторам Галинский говорил: «Товарищ, если удастся
выйти на свободу и дожить до Победы, передай в родной полк, моим боевым
товарищам, что Галинский не предал и никогда не предаст Родину, несмотря
ни на какие пытки». Это подтвердили и другие товарищи, которых
освободили из плена советские войска. Фашисты замучили Ивана Федоровича
Галинского за несколько дней до освобождения Будапешта." Добавлю, что в документах ЦАМО нашел ссылку, подтвердающую, что этот самолет был потерян в районе Суботицы.
В ЦАМО удалось определить, что 6 человек
было в составе экипажа Каракозова, 5 человек - экипажа Пчелова и именами
членов экипажа.
№1 Каракозов Армен Артемович гв. К-н Коляскин Дмитрий Андреевич гв. Мл л-т Чепурных Василий Федорович гв. Л-т шт Комнатный Иван Афанасьевич гв. Мл. л-т шт Филатов Игнатий Павлович гв. С-на Голенищев Николай Александрович гв. с-на
№2 Пчелов Николай Николаевич гв л-т Еремеев Анатолий Васильевич гв мл л-т Котов Григорий Михайлович гв л-т Воронов Борис Анатольевич с-на Сыроватко Иван Матвеевич с-на
№3
Долгошеенко Павел Афанасьевич гв л-т Лысенков Георгий Тихонович л-т Быков Николай Леонтьевич гв л-т Луцкевич Георгий Григорьевич гв с-т Сидоров Григорий Павлович гв ефр Галинский Иван Федорович гв. Подполк ком АП контролер
linnet
В экипаже Каракозова было 6 человек, потому
что с ними летели командир другого корабля Коляскин (вместо штатного
правого пилота Плужникова) и его штурман Комнатный. В списке 14 полка на
6 августа, экипаж Коляскина имел допуск только к полетам в ПМУ (простых
метео условиях) и, очевидно, совершал полет в составе более опытного
экипажа, для повышения своего допуска до СМУ (сложных метео условий).
Можно полагать, что самолет
Каракозова упал рядом с Кишманьок/Надьманьок и после перезахоронений их
могила находится в Боньхад в 30 км северо-восточнее города Печ. самолет
Пчелова упал в Акасто, в 43 км юго-западнее Кечкемета (?). Сведений о
захоронении нет. Есть вероятность, что не все члены экипажа упали вместе
с самолетом, в полицейском рапорте упомянуты только два. самолет
Долгошеенко с Галинским упал в Мартонош, в 30 км восточнее Суботица,
ныне Сербия. Сведений о захоронении нет, точно неизвестно сколько членов
экипажа погибло и сколько попало в плен. В плену точно был Галинский.
Добаляю фото предоставленные Анастасией двух предыдущих памятников летчикам, погибших 10 августа 1944 года. Памятник
на склоне в районе Кишманьок, был, очевидно, первым захоронением 6-ти
летчиков (экипаж Каракозова), фото из альбома 1949 года, т.е.построен до
этого времени. Памятник на кладбище села Надьмайок (или плохо
различимо или по ошибке написали 8 летчиков), установили после первого
переноса захоронения. Кстати, памятник на первом фото в этой теме, в
лесу у Кишманьок, так и остался непонятным для нас. Но его явно
установили гораздо позже 1944 года.
Это данные от Габора по немецким заявкам на победы
Ночь: 09-10. августа 1944 10.08.44 Fw. Eckart Ulmer 8./NJG 6 : Mitchell 14 Ost/MR-1 на высоте 2.800 m. в 00.03 ночи 10.08.44 Fw. Eckart Ulmer 8./NJG 6 : Mitchell 14 Ost/KT-2.8 на высоте 2.900 m. в 00.46 ночи
Ночь: 10-11. август 1944 11.08.44 Ofw. Josef Federle 8./NJG 6: Mitchell MA-7.4 на высоте 3.300 m. в 01.02 ночи 11.08.44 Oblt. Wilhelm Johnen 8./NJG 6: Mitchell FB-8 без указания высоты в 02.08 ночи
По экипажу Долгошеенко-Галинский. В
данных о захоронениях военнопленных есть Сидоров Григорий, "разбился
вместе с самолетом", захоронен немцами 11.08.44 в Мадьярканижа. Там же
есть неизвестный рядовой - возможно, Луцкевич.
По Кишманек-Боньхад: всего в Боньхад на данный момент известно три упоминания о переносе в данных ЮГВ: 1)
1957 год Kismányok - Bonyhád "воины, захороненные в роще 500 метров
севернее села были перенесены на кладбище Кальвария с.Боньхад.
Количество неизвестно"; 2) 1957 год Nagymányok - Bonyhád
"перезахоронены 6 неизвестных советских летчиков, погибших в районе
шахты Надьманьок 10.08.1944 г."; 3) без даты и примечаний перенос Tevel - Bonyhád. Кажется,
что в 1 и 2 случае речь идет об одном и том же переносе, но всегда есть
вероятность доп.вариантов. Может было еще какое-то захоронение в роще.
Вот здесь на венгерском форуме обсуждается памятник летчикам в Надьманьок: http://www.erdemrendek-kituntetesek.hu/ ... 3%A1nyokon.
Люди гадают, кто бы это мог быть... Обсуждается некая книга, в которой
на стр. 15 идет речь о данном экипаже, при чем утверждается, что один из
членов экипажа - женщина. Зарегистрироваться на форуме мне не дали,
дали вход на другой форум, поэтому что-либо уточнить не удалось. Что за
памятник и почему их ТАК МНОГО- тоже непонятно.
Добрый день. мой дед - Чепурных Василий
Федорович гвардии лейтенант, штурман звена 14-го гвардейского авиаполка
4-го гвардейского авиакорпуса авиации дальнего действия, не вернулся с
задания 10 августа 1944 года. спасибо вам за находку. я очень
долго искала о нем информацию, и благодаря вам нашла его место
захоронения. если есть желание могу выложить сохранившуюся его
фотографию в летной форме
linnet
Заголовок сообщения:
Добавлено: 09 окт 2012 18:01
scasca писал(а):
Добрый
день. мой дед - Чепурных Василий Федорович гвардии лейтенант, штурман
звена 14-го гвардейского авиаполка 4-го гвардейского авиакорпуса авиации
дальнего действия, не вернулся с задания 10 августа 1944 года.
спасибо
вам за находку. я очень долго искала о нем информацию, и благодаря вам
нашла его место захоронения. если есть желание могу выложить
сохранившуюся его фотографию в летной форме
Спасибо, будем очень рады фотографиям!
linnet
Заголовок сообщения:
Добавлено: 11 окт 2012 21:08
Анастасия еще раз сделала попытку найти
родственников Каракозова, на этот раз удачную. Дозвонилась до внучки,
вышел на связь и сын Армена Артемовича.
Необходимые пояснения. 1.
Пока мы точно установили, что памятники 6 неизвестным летчикам
поставили или экипажу Каракозова (вероятность 85%) или Пчелова (15%).
Третий самолет точно упал в другом месте. 2. Предположение, что это
экипаж Каракозова, базируется в основном на количестве членов экипажа.
Памятники поставлены шестерым и в экипаже Каракозова было 6, а Пчелова
5. Но в войну всякое было возможно, поэтому нужно проверять. 3.
Дополнительная информация из венгерских полицейских донесений об одном
члене экипажа в Akasztó 1922 года рождения. Но такие были в обоих
экипажах. 4. Вчера я попросил Габора Хорвата (участник Balaton)
задействовать своих знакомых в этом районе для сбора дополнительных
сведений о захоронениях и местах падения самолетов. По самолету в
Akasztó уже нашли новые свидетельства очевидцев. Попозже о них раскажу.
Будем все уточнять и проверять.
linnet
Заголовок сообщения:
Добавлено: 11 окт 2012 22:45
По самолету, упавшему в Akasztó участник Balaton прислал свидетельство очевидца, которого нашли его коллеги. Десятилетняя
девочка была свидетельницей крушения самолета в их селе. Мы полагаем,
что это был экипаж Пчелова, но есть небольшая вероятность, что
Каракозова. Самолет приземлся прямо в селе, залив топливом несколько
домов, потом его развернуло в сторону другого двора. Топливо
воспламенилось, при этом смертельные ожоги получил сын хозяина дома.
Жители считали, что экипаж состоял из 5 человек, в том числе одной
женщины (вероятно, ошибка!). Останки членов по настоянию местного
священника собрали и положили в один большой гроб.
Сейчас
неизвестно, где их похоронили, но верояно на кладбище, которое недалеко
от места падения. Возможно, позже перенесли на централизованное
советское воинское захоронение, как неизвестных. Будем уточнять.
linnet
Заголовок сообщения:
Добавлено: 11 окт 2012 23:54
Сын Армена Артемовича прислал фотографии отца. Вот одна из них.
€§®Ўа ¦ҐЁҐ9.jpg [ 82.62 КБ | Просмотров: 120 ]
linnet
Заголовок сообщения:
Добавлено: 22 окт 2012 17:31
Фотография штурмана экипажа Каракозова -
Чепурных Василий Федорович, присланная его внучатой племянницей
(участник scasca). Фото, очевидно, курсантских времен.
Чепурных2.jpg [ 83.52 КБ | Просмотров: 98 ]
linnet
Заголовок сообщения:
Добавлено: 29 окт 2012 19:35
Фото из учетно-послужной карточки, еще курсантское 1943 года. Комнатный
Иван Афанасьевич, гв. мл. лейтенант, штурман. Летел с экипажем
Каракозова, как стажер. Он родом из Голованевска, ныне Кировоградской
области. По моей просьбе украинские коллеги пытались найти его
родственников, но безрезультатно.
В
ночь с 9 на 10 августа 1944 года 6 самолетов Б-25Д «Митчелл» 14
гвардейского авиационного полка дальнего действия выполняли задание по
выброске грузов партизанам Югославской народно-освободительной армии. Не
вернулись два экипажа – капитана Каракозова и лейтенанта Пчелова. По
архивным венгерским данным установлено два места падения в эту ночь
советских самолетов американского производства – в районе Надьманьок в
28 км северо-восточнее г. Печ и в селе Акасто, в 26 км восточнее г.
Пакш. В Надьмайонк была могила 6 неизвестных советских летчиков,
погибших 10 августа 1944 года, перенесенная затем в Боньхад. Совместными
русско-венгерскими усилиями пытаемся определить, какой из этих двух
самолетов, где упал и, не было ли в эту ночь потерь других самолетов в
этих районах. Других потерь советских самолетов в эту ночь над Венгрией
не было, а союзники потеряли 9 августа 2 самолета в других районах.
Поэтому сосредоточимся на самолетах Каракозова и Пчелова. Лидер
группы, Каракозов вылетел в 21:00, а остальные в 21:30 – 21:35. Задачей
лидера была разведка погоды, отыскание цели и обозначение точки
разворота на цель. Маршрут полета: аэродром Калиновка (севернее Винницы)
– ИПМ (исходный пункт маршрута?) Деражня (34 км ЮВ нынешнего г.
Хмельницкий) – Визвар (Венгрия, на реке Дрина, 100 км СВ Загреба) – цель
- КПМ (конечный пункт маршрута?) Деражня – аэродром Калиновка. Самолеты
должны были выбросить груз – вооружение и боеприпасы в
парашютно-десантных мешках на точку Самарица, что в 70 км ВЮВ Загреба и
23 км южнее Беловара. В документах указаны также координаты цели,
которые примерно соответствуют указанным расстояниям. Согласно
координатам, точка расположена рядом с селом Samarica в нынешней
Хорватии. Лидер группы по командной рации сообщал погоду экипажам,
давал необходимые указания, отыскал точку разворота и обозначил ее
сбрасыванием ПАР-8 (авиационная осветительная ракета на парашюте), а
цель – красной ракетой, позже ракету над целью пустил заместитель лидера
– Константинов. Партизаны обозначили площадку 10-ю кострами в виде
буквы «Т». Все 6 экипажей сбросили 55 ПДМ общим весом 6 тонн с высоты
400-600 метров, с курсом сброса 150 градусов. На каждой машине было по 8
мешков, на самолете Константинова – 15, вероятно, в т.ч. 7 малых
безпарашютных мешков по 50 кг. Сброс выполнен в 00:41 –Константинов,
00:45 - Куприенко, 00:50 – Пчелов, Смирнов, 01:22-01:35 –Васин (3
захода), время сброса Каракозовым неизвестно (ориентировочно
00:20-00:40). Экипажи Константинова и Васина наблюдали много парашютов
на земле, в 200-300 метрах от костров. Журнал полка: В 01:10 – 01:45 экипажи наблюдали в районе Бая зенитный огонь, пожары в воздухе и взрывы на земле. Отчет
дивизии: При полете на обратном маршруте самолеты были обстреляны ЗА и
МЗА из пунктов Сольнок, Бая, причем в 01:45 в районе Бая экипажи
наблюдали взрыв в воздухе, после чего предположительно горящий самолет
упал и сгорел. Кроме того в районе Сольнок и Бая активно патрулировали
истребители противника на высоте 3000 м, тип не установлен. Другой отчет дивизии – упомянуты взрывы 01:10 – 01:45. Отмечена батарея ЗА в 15 км севернее Бая. Последняя
радиограмма с борта самолета Каракозова была в 01:05 – «выполнил
задание», после чего связь прекратилась. Самолет №474. Последняя
радиограмма с борта самолета Пчелова была в 01:40 – «прошел рубеж №2»,
после чего связь прекратилась. В подобном отчете дивизии днем позже
рубеж №2 – это река Дунай. Боевой налет Каракозова 886 часов, 207 боевых вылетов, Пчелова – 741 час, 144 вылета. Состав не вернувшихмя экипажей:
Каракозов Армен Артемович гв. Капитан, командир корабля Коляскин Дмитрий Андреевич гв. мл лейтенант, летчик-стажер Чепурных Василий Федорович гв. лейтенант, штурман Комнатный Иван Афанасьевич гв. мл. лейтенант, штурман-стажер Филатов Игнатий Павлович гв. старшина, стрелок-радист Голенищев Николай Александрович гв. старшина, стрелок
Пчелов Николай Николаевич гв. лейтенант, командир корабля Еремеев Анатолий Васильевич гв. мл лейтенант, летчик Котов Григорий Михайлович гв. лейтенант, штурман Воронов Борис Анатольевич гв. старшина, стрелок-радист Сыроватко Иван Матвеевич гв. старшина, стрелок
В
экипаже Каракозова было 6 человек, потому что с ними летели командир
другого корабля Коляскин (вместо штатного правого пилота Плужникова) и
его штурман Комнатный. В списке 14 полка на 6 августа, экипаж Коляскина
имел допуск только к полетам в ПМУ (простых метео условиях) и, очевидно,
совершал полет в составе более опытного экипажа, для повышения своего
допуска до СМУ (сложных метео условий).
Остаток горючего на вернувшихся самолетах 300-380 литров.
Аргументы за то, что в Надьмайонке упал самолет Каракозова, а в Акасто – Пчелова. 1. В эту ночь немцы заявили двух сбитых над Венгрией самолетах Митчелл. Найдены потери двух Митчеллов только в 14-м полку. 2. Рапорты венгерской полиции свидетельствуют об американских самолетах и русских экипажах. 3.
Места падений самолетов в Надьмайонк и Акасто всего находятся всего в 8
и 4 км в стороне от условной прямой линии возвращения самолетов от цели
Самарица до КПМ Деражня. 4. Экипаж Пчелова на обратном маршруте
доложил о пересечении рубежа №2, т.е. реки Дунай, что соответствует
Акасто, а Надьмайонк находится до реки Дунай. 5. Экипаж Каракозова
состоял из 6 человек, что соответствует количеству найденных тел в
районе Надьмайонк, а Пчелова – 5 человек. Самолеты в эту ночь перевозили
только грузы, парашютистов и других людей на борту не было. 6. По
расчету времени самолет Пчелова сбросил груз над целью в 00:50, а
выходил на связь в 01:40. За 50 минут со средней расчетной скоростью 307
км/ч он мог пройти 255 км. Это соответствует скорее расстоянию от цели
до Акасто – 215 км, чем до Надьмайонка – 150 км. Для справки: Весь
маршрут около 2000 км, расчетное время в полете 6,5 часов. Получается
средняя путевая скорость 307 км/час. При отходе от цели скорость,
очевидно, была несколько ниже за счет набора высоты. В целом скорость на
обратном маршруте могла быть несколько выше за счет меньшего веса.
Расстояние и скорость очень приблизительны ДАЛЕЕ...