Советские воинские захоронения в Венгрии

...cайт создан частным лицом и родственниками погибших. К гос.органам отношения не имеет. @Анастасия Столярова

Мини-чат

200

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи на русском

Венгрия, Ил-2, Соколов Николай Иванович, Пенер Петр Петрович


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 26 окт 2013 08:14 
В сети
Генерал-майор
Генерал-майор

Зарегистрирован: 11 ноя 2005 01:28
Сообщения: 2515
Откуда: Москва
Баллы репутации: 34

Повысить репутацию linnetПонизить репутацию linnet
Ищем родственников
Соколов Николай Иванович 1920 г.р., мл. лейтенант, пилот Ил-2 210 шап 136 шад, погиб 22.1.1945 в Венгрии (в ОБД - 24.1.1945). Не путать с полным однофамильцем из 12 гв. шад, погибшим в октябре 1944 года.
Призван Ново-Городск. РВК в 1940 году. Родился и адрес матери Соколова Прасковья Ивановна Вологодская область, Пришексонский (Пришекснинский?!) район, Заозерский Сельсовет, дер. Алексеевка.
Я искал по карте с учетом изменения территориально-административного деления. Есть деревня Заозерье в Шекснинском районе, в 17 км к СЗ от города Шексна. В 2.5 км от Заозерье есть деревня Алексеевка. Но топонимы распространенные, возможно не то.


Полтора года назад к Анастасии Столяровой на ее сайте по советским воинским захоронениям в Венгрии, обратились родственники погибшего стрелка с Ил-2.
Пенер Петр Петрович (иногда в документах Пинер, Пеннер) и его пилот
Соколов Николай Иванович, были сбиты 22.1.1945 года в Венгрии.
17 ВА, 136 шад, 210 шап.
В сообщениях о потере место гибели были указаны в нескольких вариантах: в районе Секешфехервар, в районе Шаркерестеш, севернее Ловашберень. Если не ошибаюсь, в похоронке на Пенера был указан некий Графский Двор. Долго обсуждали, где бы могло быть это место. Предположение, что это господский двор Гроф, где в то время немцы рвались к Будапешту.
В итоге мы тогда долго с помощью Габора Хорвата (участник Balaton) искали концы, собрали информацию об экипаже, переправили копии родственникам, но точно установить место гибели так и не удалось.


Последний раз редактировалось linnet 26 окт 2013 14:41, всего редактировалось 3 раз(а).

Пожаловаться на это сообщение
Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 26 окт 2013 08:19 
В сети
Генерал-майор
Генерал-майор

Зарегистрирован: 11 ноя 2005 01:28
Сообщения: 2515
Откуда: Москва
Баллы репутации: 34

Повысить репутацию linnetПонизить репутацию linnet
Привожу обзор документов с сайта Анастасии:
Соколов Николай Иванович летчик (мл.лейтенант, окончил Чкаловскую ВШЛ, время прибытия в часть 20.05.1943, летчик с 20.09.1944 года, налет на ИЛ-2 37 ч 55 мин, из них в данной части 24 ч 50 мин, ночью-нет, по приборам-нет, общий налет 37 ч 55 мин. Общее количество боевых вылетов 22. Боевой налет днем 28 часов 03 минуты, ночью-нет. Мл.Лейтенант СОКОЛОВ провел 4 групповых воздушных боя. Сбитых самолетов не имеет, ранее сбит не был).
Пенер (Пинер, Пеннер) Петр Петрович воздушный стрелок (сержант, окончил Троицкую школу возд. стрелков, время прибытия в часть 20.12.1944, возд. стрелок с 20.11.44 (опечатка? так в Акте), налет 4 ч 50 мин, все в данной части, ночью-нет, по приборам- нет, общий налет 4 ч 50 мин. Количество боевых вылетов 5, боевой налет днем 4 часа 50 минут, ночью-нет. Воздушных боев не вел. Сбит не был).
Общая характеристика экипажей:
Летчики: на боевые задания летают с желанием. Окончили программу переучивания на ИЛ-2 при 210 ШАСКП с оценкой-хорошо.
Воздушные стрелки: в воздухе осмотрительны, кабину стрелк* пулемет УБТ знают хорошо, на боевые задания летают с желанием.
Характеристика боевого задания и подготовленность к его выполнению:
У командира и штаба была полная ясность об обстановке в районе боевых действий, как в отношении ИА противника, условий погоды, линии боевого соприкосновения, а также и об объектах цели. Эти данные были доведены до экипажей при постановке боевой задачи.
Боевую задачу ставил командир полка Майор КОНДРАТОВ 22.01.1945 г. в 12-00 группой 14 ИЛ-2, ведущий старший лейтенант ПАВЛОВ, мл.лейтенант ФРОЛОВ, мл.лейтенант ХАРЧЕНКО в период 13.15 13-25 с Н-1000 метров под прикрытием 6 ЛА-5 от 164 ИАП, ведущий прикрытия капитан ГРЕХОВОДОВ - нанести бомбардировочно-штурмовой удар по танкам и автомашинам противника в районе СЕКЕШФЕХЕРВАР. Были даны указания:
а/ При встрече с ИА противника вести оборонительный бой во взаимодействии с истребителями прикрытия.
б/ В зоне огня ЗА и МЗА производить маневр по высоте, курсу/доворотом 10-15 градусов/ и скоростью, а также увеличить дистанции и интервалы между самолетами в группе.
в/ В случае невозможности сесть на свой аэродром из-за ранения экипажа и повреждения матчасти, посадку произвести на ближайшем аэродроме ТЕКЕЛ или в поле с убранием шасси.
г/ При потере ориентировки выйти с курсом 90 градусов на р.Дунай и далее на свой аэродром.
У экипажа имелся опыт выполнения данной боевой задачи, аналогичную задачу выполняли ранее: мл. лейтенант СОКОЛОВ=21 раз, сержант ЯРКОВ = 28 раз.
Уровень специальной подготовки соответствовал условиям выполнения данной боевой задачи.
На предварительную подготовку к вылету экипажам было предоставлено 35 минут, на уточнение цели 15 минут.

Обстановка и выполнение задания:

22.01.1945 года в 13-20 на Н-1000 метров в районе СЕКЕШФЕХЕРВАР атакованы 12 ФВ-190. Атаки производили сзади сверху и сзади снизу под ракурсами 0/4/2/4. В результате воздушного боя сбиты экипажи старший сержант ЯРКОВ, воздушный стрелок красноармеец ГРИГОРЬЕВ, мл. лейтенант СОКОЛОВ, воздушный стрелок сержант ПИНЕР.
Экипажи упали севернее Ловашберень, самолеты 18850106 и 10992 - разбиты. Экипажи погибли.
Боевой порядок группы - на маршруте правый пеленг звеньев, над целью - круг.
Погода: облачность -4-6 баллов, Н-1500м, дымка, видимость 3 км.
Во время воздушного боя ведущий подал команду: "Встать в оборонительный круг и отражать атаки самолетов противника" Экипажи команду приняли, ведущий во время воздушного боя связи с истребителями не имел.
Прямые и косвенные причины данной боевой потери: ведущий группы не имел связи с истребителями прикрытия. Истребители прикрытия над целью группу не прикрыли.
Случай разобран со всем летным составом. Командир истребительного полка предупрежден о плохом прикрытии.

Акт от 13 февраля 1945 года
подписи:
Врид. КОМАНДИРА 210 ШТУРМОВОГО АВИАЦИОННОГО СЕВАСТОПОЛЬСКОГО КРАСНОЗНАМЕННОГО ПОЛКА МАЙОР ПРОВОРОТОВ
Врид. НАЧАЛЬНИКА ШТАБА МАЙОР БУЙЛОВ

доп инф номера парашютов экипажа Соколов-Пеннер 5504 и 23892

Имеется и другая информация о возможном месте гибели самолетов экипажей Соколов-Пеннер, Ярков-Григорьев:

а) По венгерским отчетам 22 января 1945 года после 10-00 местного времени (12-00 московского) венгерская 101/II истребительная группа поднялась в воздух. Она атаковала к юго-западу от Будапешта группу Ил-2, которые штурмовали немецкие танковые колонны на земле. Венгерские пилоты Nánási Kálmán hdgy., Fülöp Pál szkv. and Kérges László szkv заявили, что сбили каждый по Ил-2 около 11-00 (13-00 по московски). Советское истребительное прикрытие Ла-5 опоздало и когда они появились над полем боя, несколько Ил-2 было уже сбито и также было заявлено пилотами Nagy József и Fülöp Pál szkv, что они сбили по одному Ла-5. Вероятно, это были самолеты из 164 ИАП. Местное время было 11-00, а по-московски это 13-00. Территория и время совпадает, включая самолеты Ил-2 и Ла-5. В этом случае противниками были венгерские пилоты, а не немецкие. Но они пилотировали Ме-109, а не ФВ-190 (как было в докладах). Советские пилоты часто путали Ме-109 и ФВ-190, но не нужно забывать, что это был облачный январь с ограниченной видимостью. Пилот Nánási Kálmán заявил, что сбил Ил-2 между Székesfehérvár and Szigetszentmiklós (огромная территория).
Есть мнение, что возможно Графский двор перепутали с хутором Гроф, который как раз территориально попадает в сообщения венгров о победах.
Действительно, по другим сообщениям наших частей о потерях шести самолетов ИЛ-2 в указанный период истребители 210 ШАП действовали в районе хутора Гроф, где как раз было немецкое танковое наступление.
Венгры заявили о 3 сбитых Ил-2 и 2 Ла-5. 210 ШАП потерял два самолета Ил-2 и сопровождавший их 164 ИАП потерял севшего на вынужденную один Ла-5. Либо венгры ошибочно посчитали сбитыми лишний третий Ил-2, и второй ЛА-5, либо один ИЛ-2 и один ЛА-5 были потери из других дивизий.

Нужно перепроверить, были ли большие события на земле в районе Лавашберень 22 января. Если нет, то Ил-2 туда было незачем посылать. Сразу два могли потерять только над районом боя или по дороге домой. Аэродром 210 полка был в Кишкунлацхаза.


Пока все указывает на хутор Гроф в районе Эрчи.

По-видимому, захоронение экипажей проводили советские части, в период с 22 по 31 января в Ловашберень и хут.Гроф проводили захоронения несколько чатей, также возможно какая-то информация будет в материалах 164 ИАП.

(результаты исследования - Борис Давыдов, Габор Хорват)

б) в похоронке Пеннера П.П. местом гибели указан район "Графский двор" без уточнения. Также в КП Вологодской области имеются сведения о гибели Соколова в районе "Графский двор". Проверяется информация о возможном захоронении обоих экипажей нашими войсками на хут. Гроф в р-не Эрчи.

в) третий вариант места гибели экипажей - р-н Шаркерестеш


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 26 окт 2013 08:47 
В сети
Генерал-майор
Генерал-майор

Зарегистрирован: 11 ноя 2005 01:28
Сообщения: 2515
Откуда: Москва
Баллы репутации: 34

Повысить репутацию linnetПонизить репутацию linnet
Надеюсь, Анастасия выложит копии документов из ОБД по экипажу.
Случай с Пенером был необычен тем, что он сообщил, что у него нет родных (им высылают извещения о гибели/пропаже без вести). Но родные у него были, его сестра и племянница в недавние времена выехали на ПМЖ в Германию.
Может быть я домысливаю, но вероятно Петр Петрович скрыл свою национальность и родных, чтобы не вскрылось, что он немец. Тогда бы его не допустили во фронтовые части. А так советский немец честно сложил голову на венгерской земле в борьбе с немецко-фашисткими захватчиками.
Прошло время. Недавно я вернулся к материалам этой дивизии и полка, приехав с раскопок в Венгрии экипажа Ил-2, очевидно, из этого же полка.
На этот раз в описи дел дивизии, среди политдонесений, которые исследователям не выдают, т.к. содержат персональные сведения, углядел дело с перепиской политотдела, которое мне выдали. Там я нашел два сообщения из наземных частей подобравших погибшие экипажи. Одно из них я точно встречал в другом деле, а во втором не был уверен. Где-то я это видел уже. По дороге из архива отправил письмо Анастасии, она еще трудилась, сразу не вспомнила, обещала вечером посмотреть. Тем более, я по памяти название привел, что-то типа Вертишейки (это птица такая).
Оказалось, что это донесение о гибели экипажа Соколов-Пенер, который упал около села Вертешача, экипаж погиб и был похоронен в этом селе!


Последний раз редактировалось linnet 26 окт 2013 09:12, всего редактировалось 2 раз(а).

Пожаловаться на это сообщение
Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 26 окт 2013 08:50 
В сети
Генерал-майор
Генерал-майор

Зарегистрирован: 11 ноя 2005 01:28
Сообщения: 2515
Откуда: Москва
Баллы репутации: 34

Повысить репутацию linnetПонизить репутацию linnet
Вот этот документ.


Вложения:
Соколов-Пенер.jpg
Соколов-Пенер.jpg [ 179.93 КБ | Просмотров: 49 ]
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 26 окт 2013 08:55 
В сети
Генерал-майор
Генерал-майор

Зарегистрирован: 11 ноя 2005 01:28
Сообщения: 2515
Откуда: Москва
Баллы репутации: 34

Повысить репутацию linnetПонизить репутацию linnet
Родным Пенера сообщили новости. Пока неизвестно на каком из советских воинских кладбищ в Вертешача захоронили экипаж. Данные отсутствют. Надеюсь на Анастасию.

остается вопрос с пилотом Соколовым. Я так понял, что родным послали похоронку с непонятным Графским Двором?
Попробуем их поискать?! По ОБД Соколов из Вологодской области.


Последний раз редактировалось linnet 26 окт 2013 09:12, всего редактировалось 1 раз.

Пожаловаться на это сообщение
Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 26 окт 2013 09:09 
В сети
Генерал-майор
Генерал-майор

Зарегистрирован: 11 ноя 2005 01:28
Сообщения: 2515
Откуда: Москва
Баллы репутации: 34

Повысить репутацию linnetПонизить репутацию linnet
Вот карта, подчеркнул все пункты, упоминаемые в документах. С расстоянием от Чаквар до Вертешача немного ошиблись. А в одном из донесений оказались правы - это действительно севернее Ловашберень.


Вложения:
Вертешача copy.jpg
Вертешача copy.jpg [ 200.78 КБ | Просмотров: 48 ]
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 26 окт 2013 13:58 
В сети
Генерал-майор
Генерал-майор

Зарегистрирован: 11 ноя 2005 01:28
Сообщения: 2515
Откуда: Москва
Баллы репутации: 34

Повысить репутацию linnetПонизить репутацию linnet
Ищем родственников
Соколов Николай Иванович 1920 г.р., мл. лейтенант, пилот Ил-2 210 шап 136 шад, погиб 22.1.1945 в Венгрии (в ОБД - 24.1.1945). Не путать с полным однофамильцем из 12 гв. шад, погибшим в октябре 1944 года.
Призван Ново-Городск. РВК в 1940 году. Родился и адрес матери Соколова Прасковья Ивановна Вологодская область, Пришексонский (Пришекснинский?!) район, Заозерский Сельсовет, дер. Алексеевка.
Я искал по карте с учетом изменения территориально-административного деления. Есть деревня Заозерье в Шекснинском районе, в 17 км к СЗ от города Шексна. В 2.5 км от Заозерье есть деревня Алексеевка. Но топонимы распространенные, возможно не то.


Вложения:
Соколов.jpg
Соколов.jpg [ 628.81 КБ | Просмотров: 44 ]
Пожаловаться на это сообщение
Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 26 окт 2013 20:08 
В сети
Ефрейтор
Ефрейтор

Зарегистрирован: 07 ноя 2011 09:30
Сообщения: 31
Откуда: Москва
Баллы репутации: 0
Пеннера искали более 3 лет, причем запросы были из Германии "наивного" вида - ищем, неизвестно ничего. Искала племянница- Любовь Стриженкова, ее мать - 86 лет, родная сестра Пеннера. Сейчас, к сожалению, уже никого не узнает и подробностей о брате рассказать не может. Были страницы здесь http://www.pobeda1945.su/frontovik/5586 с 2010 года, запросы с периодичностью в год на венгерском форуме (там сложно искать запросы, первоначальный я даже не нашла): http://www.hungary-ru.com/?mode=forum&f ... 253&page=4.
Так что запрос приходил не совсем мне, я просто сама решила поискать, когда Борис стал заниматься потерями летчиков на территории Венгрии в ЦАМО.
Родственники не оставляли нигде никаких контактов - только в одном месте, в Гостевой ВИМЦ, Казань, Любовь оставила свой адрес и слава Богу, что он там не был скрыт:

http://ipc.antat.ru/guest/index.asp?p=142
Любовь 04.05.2010 12:33
E-Mail: ****1961@mail.ru
Помогите пожайлуста найти точные данные о моём дяде ст.сержанте Пеннер Петре Петровиче 1921г.р уроженец с.Хортица Запарожский район Днепропетровской области ушёл на фронт на 2ой день войны,было письмо с Урала, больше моя мама ничего не знает о нём,потом получили извещение о том что он погиб 27.01.45 похоронен:в районе"Графский двор", Венгрия,сейчас пытаюсь узнать как можно посетить захронениё моей мама уже 82 года она хотела бы побывать на могиле брата ,сейчас нашлись данные что он был стрелком210 ШАП,и числется не вернувшимся с задания большей информации нет,ещё раз прошу помогите.


Я писала ей долго и специально размещала информацию в интернете, чтобы она индексировалась через поисковые запросы. Поэтому всегда всем говорю - оставляйте контакты прямо в тексте запросов, чтобы исследователи потом не гонялись за вами, а вы-за исследователями (как пока печальной истории с Яковлевым Валентином из Армавира, тема здесь есть). Совместно с родственниками мы составляли запрос в Посольство и я сопровождала запрос там. Но все безрезультатно и сотрудник, который взял запрос, не успел его отработать.

В общем, история этого поиска уникальна тем, что шансы найти стремились к нулю. И вдруг это донесение политотдела 46 Армии.

Захоронений в Вертешаче два http://szovjet-katona.ucoz.hu/index/ver ... acsa/0-706
В каком именно захоронены Соколов и Пеннер - я вряд ли смогу выяснить. Это нужно делать на месте через местные краеведческие источники, а у меня туда "руки коротки", к сожалению. Особенно из-за незнания венгерского.


Источник: http://www.trizna.ru/forum/viewtopic.php?f=51&t=51435&hilit=%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B8%D1%8F
Категория: Статьи на русском | Добавил: Anastasiya (26.10.2013) | Автор: Борис Давыдов
Просмотров: 662 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Поиск

***

  • ВЕНГЕРСКИЙ КРАСНЫЙ КРЕСТ
  • ПАСПОРТА ОБД ПО АЛФАВИТУ
  • ОПИСЬ АРХИВА ЮГВ В ПОС-ВЕ
  • СПИСКИ В ПЕРЕНОСАХ 1945-47
  • СПИСКИ В ЗАХОРОНЕНИЯХ
  • ***

  • КАРТЫ, КООРДИНАТЫ
  • .

  • ЦАМО РФ материалы
  • ***

  • ЛЕТЧИКИ
  • ***

  • СТАТЬИ (рус.) CIKKEK oroszul
  • СТАТЬИ (венг.) CIKKEK magyarul
  • ***

  • БЛАГОДАРНОСТИ
  • ***

  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
  • ***

  • ОБД-Мемориал
  • Подвиг народа
  • Форум Патриотцентр
  • Венгерский форум
  • РАЗНОЕ (кладовка)