Выкладываю поподробнее отчет об этапах работы Тризны в Венгрии. Подъем Ил-2 в Кюмлед. Не
так давно венгры нашли на поле пушку ВЯ, установили под землей наличие
массива металла и оперативно организовали раскопки. Их начало подгадали
так, что мы смогли принять в них участие. На фото из Гугля место базирования Тризны на хуторе Эльза рядом с Шерегейеш и Кюмлед, рядом с которым найден Ил-2. Поле после снятия трактором первого слоя земли. Отвалы сразу проверяются на мелкие куски металла. Вот и сам трактор.
Все мелкие детали, обнаруженные при
раскопках в кратере и в отвалах, собирались в одно место для
последующего изучения. Взрывоопасные предметы складировались отдельно -
ими занимались саперы - см. микроавтобус с кузовом на первом плане. За
ним микроавтобус Тризны от Лейбштандарта. В эпицентре раскопок
скопление - справа налево Карой Маго - руководитель проекта от венгров,
Валера, Кирилл, Сергей, за ним Костя, в безрукавке - Михаил. Слева с
фотоаппаратом - Лайош от Венгерской исторической авиа ассоциации. Это мелкие кусли металла, извлеченные мной из отвалов, используя детектор Виталия. Раскопки на фоне лагеря. Вдали видна Нива местного МЧС, присутствовали прочие аварийные и контролирующие службы.
На второй день был мелкий дождик. Единственный, пожалуй такой день за нашу поездку.
Для подъема пригнали экскаватор. Костя, Карой, Алексей. Мотор выдернули, но редектор отломился при этом. Присутствовала пресса - ТВ, газеты и т.д. Редуктор почистили в ноисках номера мотора и даже перестарались, повредив металл.
Хорошо, что Альберт снял своей камерой до чистки. ф 2513077. Ноль сомнителен. В моей базе данных такого номера не оказалось. Самолет с мотором 2513076 упал недалеко от этих мест. Попадался 2513577 в строю на 1 апреля 1945 года. Не
исклшючено, что номер мотора на редукторе не соответствует самому
иотору, могли поменять. Мотор отвезли в Сольнок в музей при 86
вертолетной базе, но разбирать вряд ли будут. У меня снимка нет, но яму сразу же закопали и разровняли.
Удалось установить экипаж Ил-2 в Кюмлед (Кемлед): 20.03.1945 235 ШАП 264 ШАД. Тимофеев Александр Семенович мл л-т Абтиркин Иван Алексеевич мл с-т Самолет
был сбит ИА противника, "упал и взорвался на своих бомбах в районе ЮЗ
Кемлот, что в 10 км южнее Тата. Летчик погиб, стрелок спасся на
парашюте, ранен в ногу, в госпитале. Документы Тимофеева Александра
Семеновича подобраны представителями 5 ВА." Номер двигателя все же
2513077. Связка номер самолета-номер двигателя- имя командира экипажа
подтверждена в нескольких документах. Информация по именам членов
экипажа, их судьбе и месту гибели получены позже, видимо из 5 ВА и
поэтому нет опасения, что перепутали с другими экипажами полка,
потерянными в этот день. Документы пилота подобрали, но пока не ясно удалось ли собрать его останки и где их захоронили. Удалось найти в учетно-послужной карточке фотографию пилота. Как только сделают копию, выложу.
Вот фотография из учетно-послужной картотеки ЦАМО. Тимофеев Александр Семенович. Предположительно фото сделано сразу после окончания Тамбовской авиационной школы пилотов в октябре 1944 года.
Вернусь к теме. Сначала немного подробнее
о том бое. 20 марта 1945 г в 15:13 на высоте Н -2000-500 м в районе Коч
ведущий группы 16 Ил-2 майор Виноградов заметил впереди до 28 ФВ,
одновременно с КП корпуса по радио передали группе возвратиться на свой
аэродром на бреющем полете. В момент разворота 16 ФВ атаковали с разных
сторон и высот. Часть бросала на Ил-2 мелкие бомбы, чтобы расстроить
бовой порядок группы, что встречено впервые. Остальные 12 ФВ бой с
прикрытием. Стрелки сбили 3 ФВ, потеряно 3 Ил-2. Неизвестно точно, действительно ли стрелки сбили 3 ФВ-190. Сегодня нашел другое свидетельство. 20
марта 1945 г. в 15:30 3-я батарея 987 зенап 11 зенад открыла отсечной
огонь по группе из 9 ФВ-190 на высоте 800 м , которая преследовала
самолеты Ил-2. В результате один ФВ-190 загорелся, пошел на снижение и
упал в районе 1,5 км севернее Кемлод. Экипаж самолета выбросился на
парашюте, но разбился.