Сегодня был первый рабочий день поездки ПО
ДОН из Воронежа и примкнувших к нему, в Венгрию. Ответный визит к
коллегам, приезжавшим в октябре на раскопки Капрони. Начали с проверки большого поля с убранной кукурузой севернее села Шерегейеш. Искали следы Ил-2 ГСС Одноценова. Два года назад его начинало искать ПО Тризна. В тот раз это поле было еще не убрано. Через
несколько часов почти нулевого поиска местный поисковик Петя зацепил
первые кусочки алюминия. Подтянулся Паша из ДОНа и глубинником оконтурил
сигнал. На поверхности и в небольшом шурфе нашли мелочь по мотору
воздушного охлаждения, гильзу 20 мм ШВАК, циферблат альтметра, какую-то
левую шильду. Неловко перед Михаилом с его снегом, но нас погода пока
радует. На снимке слева Карой - руководитель венгерских поисковиков,
Михаил Сегодин - руководитель Дона, Павел.
Вчера проверяли то же поле, в нескольких сотнях метров нашли участок с обломками самолета, но глубинник ничего не обнаружил. Зато в другом месте зацепили артиллерийские позиции и нашли люльку от 76 мм ЗиС-3.
Есть надежда, что до конца недели удастся
получить все разрешения на раскопки этого Ла-5. Трактор\экскаватор
пообещал бесплатно предоставить мэр поселка Шерегейеш Шандор Хорват. Венгры
во главе с Кароем Маго приезжали копать к нам дважды и благодаря
заботам Капитана Батлера все мы получали регулярное полноценное питание.
И из местного хозяйства наравне с механизаторами в поле и\или
приготовленное специально выделенными сотрудниками его фирмы. Венгры
ответили тем же самым и мы третий вечер (темнеет рано) объедаемся
блюдами венгерской кухни.
К субботе были оформлены все разрешения.
Трактор\экскаватор раскопал яму глубиной 3 метра. В процессе нашли
много обломков - кусок цилиндра с ребрами охлаждения, балансир руля,
фрагменты обшивки дельта-древесины, сочленения металл-дерево с остатками
перкаля, выхлопной коллектор, фрагменты бронестекла, капотов. Куча
мелочи. Следов экипажа не обнаружено. Одна пряжка пристяжного ремня. Номеров и надписей не встретили. На
одном из агрегатов (фильтр?) завода №305 выбиты два ряда цифр 103 и
2478. Лично я полагаю, к серийным номерам самолета и мотора отношения не
имеют.
Сегодня светило солнышко, чуть выше нуля, но
ветруган заставил всех укутаться. Но все конечно узнали слева направо
Михаила Сегодина, Валерия Петровича Чернышова и Павла Демченко.
Благодаря помощи коллег, опять могу участвовать в форуме. Собирался, как раз дать карту, где что мы поднимали. В процессе работы экспедиции не выкладывал, пока не подняли. Красным поднята линия железной дороги на участке Секешфехервар-Шерегейеш. В 2 км к ЮВ от станции Бергенд в донесениях значится место падения Ил-2 ГСС Одноценова. В
поездке 2011 года ПО "Тризна" ЧАСТИЧНО проверила территории южнее этой
дороги, в ареале, приблизительно выделенном белым пунктиром. Более
тщательно было проверено поле в районе бывшего хутора Кюльшебаранд.
Часть территории проверили венгерские поисковики по бронетанковой
технике с помощью буксируемого прибора. В поездке 2013 года ПО Дон и венгерские коллеги ЧАСТИЧНО проверили поле севернее железной дороги. Там и нашли воронку с Ла-5.
Добавлю фото 2011 года, сделанное с
железнодорожного пути в сторону поля, на котором в 2013 году нашли место
падения Ла-5. В 2011 году, оно было еще покрыто неубранным
подсолнечником.