Год назад венгерские коллеги во главе с
Кароем Маго подняли битый мотор и другие части самолета Ил-2. Времени не
было, все достать не успели. На моторе нашли поврежденный серийный
номер. По нему точно определить экипаж было сложно (я и не брался).
Венгерский коллега Балатон по моей базе попытался прикинуть какой номер и
вычислить экипаж и ошибся (как оказалось) с номером. Сегодня (вчера
7 декабря 2013) в рамках визита ПО "Дон" в Венгрию по плану было о
окончание раскопок этого Ил-2. Месяц назад местные поисковики проводили
доразведку, нашли крупные части самолета. После нескольких часов копа
пошли куски мотора. На одном из них Валерий Петрович Воробьев нашел
целенький номер - 255939. Нужно еще перепроверить, но 3.1.1945 был сбит
Ил-2 210-го шап с таким номером. Предварительно экипаж определен, как
(ошибка! Башкиров Василий Александрович мл. л-т Звягинцев Игорь Васильевич 17
Ил-2 в сопровождении 4 Ла-5 от 116 иап в 13-02 атака 4 ФВ-190.
Загорелся и упал 2 км западнее высоты 305, самолет сгорел экипаж погиб. По карте место падения в 2 км к западу от высоты 355. Видимо, описка в документе. (НЕТ! высота 305 есть севернее, дополнительные сведения также на это место показывают! Это не Башкиров-Звягинцев!) Но все надо проверять. Раскопки пятачка. Номер Валерий Петрович что-то показывает оператору НТВ
Когда уже собирали куски в мешки, ударил сильный заряд снежной крупы. Местный
дедушка Иосиф привез нам горячего чая. Еще хорошо помнит русский, в
свое время работал в Дзержинске и Черкассах, видимо монтировал
оборудования на химзаводах. Дедушка Иосиф взял лопату и копал с нами
часа полтора до конца работ. Следов останков экипажа не встретилит.
Нашли один парашютный зацеп. Год назад венгры нашли мелкий костный
фрагмент, но специалисты не взялись определить относился ли он к
человеку. Всякие находки. Они были от всех частей самолета. Много брони. Ударила снежная крупа. Не успел толком снять дедушку Иосифа, только его отъезд.
Поторопился я с предварительным определением
экипажа. По сообщениям по месту гибели это в другом месте от находки
Ил-2. Задача усложняется, т.к. погибло там много ИЛов и могли перепутать
номера. Придется все перепроверять.
Венгры прислали фото отмытой детали. Копался
в архивных данных,вполне возможно, что первоначальное предположение что
это экипаж Башкиров-Звягинцев, может подтвердиться. Могли напутать с
местом падения в рапортах. Как проработаю вопрос, выложу свои выводы.
Вот еще фото детали с частично сохранившимся
номером, которую венгры нашли год назад. Михаил, может это быть второе
основание под магнетто? Валерий Петрович Чернышов так предположил.
Надо подальше кусок этот сфоткать, по этому
фото не похоже на площадку, а в прошлый раз на блоке номер мотора не
нашли? На крайняк можно было разрезать бошку и поршень достать..
_________________ Не выдержишь, кишка
тонка ариец! Ведь ты дрожишь за шкуру за свою. Я не сверну, ведь я
пилот- балтиец! И в бой иду за Родину мою!!!
Карой Маго нашел еще фрагмент номера. Пока
не ясно, на обломке найденном нами совместно недавно или год назад.
Возможно на колене, где Михаил советовал? Уточняю у него. Номер хх59х9. Т.о подтверждает еще раз номер 255939. Так что вряд ли на моторе могли поменять сразу 3 детали и это родной номер.
...кстати вот ссылки в ФБ на раскопки этого самолета в октябре 2012 (много фото) Il-2 motor Héreg mellett Il-2 motorra bukkantak Héreg határában. A gép darabjait a Szolnoki Repülőmúzeum roncskutatói tárják fel. https://www.facebook.com/media/set/?set ... 845&type=1